Татьяна Куделина
Конспект НОД по рисованию «Золотая хохлома»
▼ Скачать
Конспект НОД «Художественное творчество. Рисование»
с использованием нетрадиционной техники «Пластилинография» в старшей группе.
Цель: Учить оформлять картинку элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
Задачи:
1. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.
2. Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.
3. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект НОД по рисованию „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Методы и приемы:
- Наглядный (образец готовой работы, образцы посуды, иллюстрации с элементами хохломской росписи).
- Словесный (художественное слово, рассказ педагога).
- Практический (самостоятельное выполнение работы).
Материал для занятия:
шаблон вазы на плотном картоне
набор пластилина (черный, жёлтый, красный, зеленый, белый,
образцы изделий хохломы и образец готовой работы,
стека,
салфетка.
Ход занятия:
1. Основная часть.
(Дети сидят в игровой зоне на стульчиках. Перед ними педагог в русском народном праздничном костюме. Рядом стол с разнообразной посудой хохломских мастеров (ложки, чаши, кружки).
Педагог:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
Ребята, у нас сегодня в группе открывается ярмарка. А вы знаете, что это такое? Ярмарка — это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. На ярмарку приезжали что-нибудь купить или продать свой товар. Ярмарка – это всегда праздник, поэтому на ярмарку всегда одевали праздничные наряды, чтобы себя показать и других посмотреть.
На ярмарке всегда много разнообразных товаров на любой вкус. Каждый мастер расхваливает свои изделия, а особенно старается продавец чудо-посуды, которая переливается на солнце, будто золотая:
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золоченые, узоры крученые!
Налетайте, налетайте,
Покупайте, покупайте!
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
Педагог: И действительно, ребята, посмотрите как хороша посуда, украшенная хохломской росписью (демонстрирует посуду). А хотели бы вы узнать, где родилась эта роспись?
Итак, слушайте.
В старину люди ели из деревянной посуды. А в торговом селе Хохлома Нижегородского Заволжья искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду уже более трехсот лет. Все также много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, а из нее выглядывает ягодка: смородина, рябина, малина и клубника, или диковинные цветы и птицы. Рисовали Хохлому красными, зелеными, черными и золотистыми красками, иногда добавляли коричневый и оранжевый. Глаз не отвести от яркой хохломской посуды!
Физкультминутка «Карусели».
Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели
(дети начинают медленно двигаться)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом
(темп речи и движения ускоряется)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали,
Тише, тише, не спешите.
(темп замедляется)
Карусель ос-та-но-ви-те.
(все остановились)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(все кланяются друг другу).
2. Практическая часть.
Педагог: Вот и мы с вами побывали на ярмарке, повеселились, людей посмотрели, себя показали. Но возвращаются обычно с ярмарки не с пустыми руками, а с товарами и подарками. Вот и мы с вами с ярмарки привезем хохломскую вазу. А распишем мы ее не красками, а при помощи пластилина.
Этапы выполнения работы
Перед началом работы следует с детьми повторить элементы узора хохломской росписи (разные виды ягод: клубника, листья разной формы, декоративные цветы, завиток, травинки). Предложить рассмотреть посуду с хохломской росписью и образец готовой работы, продумать композицию рисунка, при желании ребенка использовать другой элемент хохломской росписи).
Технология выполнения элементов:
Травинки. Тонкие колбаски зеленого цвета со сплющенным (заостренным) внешним кончиком.
Завиток. Раскатать тонкую колбаску из зеленого (желтого) пластилина, одним концом прикрепить к основной веточке, постепенно заворачивая другой край колбаски по кругу.
Листики. Раскатать зеленую колбаску, нарезать ее на равные части, сплющить у каждой кончики с обеих сторон, закрепить на поверхности, прижав к основе. При помощи стеки нарисовать на листиках прожилки.
Клубника. Раскатать шарик красного цвета, слегка нажать на него, чтобы получилась лепешечка, слегка сплющить ягоду с одной стороны, приложить к веточке и зафиксировать на поверхности стаканчика около основной веточки. Раскатать тонкие колбаски из зеленого пластилина, разделить стекой на четыре части: из трех выложить на широкой части ягоды чашелистики, четвертая соединяет ягоду с основной веточкой. Накатать очень маленькие желтые горошины (или заменить желтым бисером) — семена, произвольно раскидать по ягодке.
Цветы. Из белого пластилина раскатать колбаску, разделить ее на пять частей, из которых накатать шарики. Расположить лепестки-шарики около серединки, слегка расплющивая на поверхности. Серединку потом заполнить желтым бисером.
Самостоятельное выполнение работы
1. Берем картонную заготовку, желтый и красный кусочки пластилина. Покрываем верхнюю и нижнюю часть красным, середину – желтым пластилином, размазываем его ровным слоем по поверхности картона.
2. Приступаем к формированию листиков. Раскатываем колбаску. Заостряем с обеих сторон и сплющиваем. Делаем три листочка и располагаем согласно композиции.
3. Формируем три одинаковых шарика из красного пластилина. Сплющиваем и заостряем нижнюю часть. Располагаем на заготовке.
4. Приступаем к формированию цветочков. Для этого раскатываем колбаску из белого пластилина, делим ее на пять равных частей. Катаем шарики. Располагаем, формируя цветок. Сплющиваем, вдавливая в поверхность.
5. Приступаем к работе зеленым пластилином. Отрезаем маленькие кусочки, формируем тонкие колбаски-жгутики. Скручиваем жгутики, располагая на поверхности согласно композиции или произвольно. Располагаем по всей поверхности из тонких жгутиков кустики-травинки.
6. «Оживляем» композицию, нанося прожилки на листиках.
Физкультурная разминка «Бутончик»
(Выполняется возле столов во время выполнения работы)
Каждый бутончик
(Ладони соединить и руки поднять вверх над головой)
Склониться бы рад
(Наклоны влево — вправо, руки за голову)
Влево и вправо,
Вперед и назад.
(Наклоны вперед — назад)
От ветра и зноя
(Круговые движения туловищем влево — вправо)
Бутончики эти
(Руки за головой)
Спрятались живо
В цветочном букете.
(Руки вниз, держать осанку)
3. Заключительная часть.
Педагог: У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы, выполненное необычным способом. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом на ярмарке. Эту работу можно покрыть лаком и подарить в качестве сувенира. А этой ложкой (образец работы, мы украсим наш уголок «Народного творчества». Спасибо вам, ребята!