Любовь Васильевна Кузнецова
Занятие по речевому развитию «Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с творчеством художников Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина.
Программные задачи:
Образовательные.
Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать представление о разных приемах рисования иллюстраций к книгам.
Развивающие.
Повышать уровень развития детей.
Публикация «Занятие по речевому развитию „Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Художники-иллюстраторы для детей
- Темочки
Развивать интерес к изобразительному искусству. Формировать умение всматриваться в иллюстрации, отмечать выразительнве средства в рисунках художников. Отмечать сходство и отличия иллюстраций двух художников.
Воспитательная.
Воспитывать эстетические навыки.
Совершенствовать и развивать коммуникативные навыки детей.
Оздоровительная.
Использовать элементы здоровье сберегающих технологий, как психо гимнастика.
Словарь: Иллюстрации, иллюстратор, творчество, оформление.
Методы и приемы: Иллюстративный, игровой, поисково исследовательский, творческий.
Предшествующая работа: Чтение сказок с иллюстрациямиЮ. А. Васнецова и Е. И. Чарушина.
Оборудование: Книги с иллюстрациями художников Ю. А Васнецова и Е. И Чарушина.
Ход :
Восп. : Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает – кто догадался о чем зта загадка? Конечно – же это книга. Я знаю, что вы все осень любите книги, а какие вам больше нравятся с картинками или без картинок. Почему с картинками бльше нравятся? (Ответы)
Вот сегодня мы с вами познакомимся с художниками. Которые рисуют картинки к книгам. Еще их называют иллюстраторами, потому что картинки называются – иллюстрациями.
Художники прикладывают много сил, чтобы книга вам понравилась и вам было интересно ее читать.
Сегодня мы поговорим о творчестве Ю. А. Васнецова - художнике иллюстраторе. (Рассматривание портрета)
Юрий Алексеевич родился старинном русском городке Вятке. Весной в этом городе устраивались веселые ярморки «Свистуньи». Это были настоящие праздники веселых игрушек. Особенно много здесь продавалось глиняных игрушек - дымковских - расписных узорамии, яркими красками.
Когда художник был маленький, он полюбил и навсегда запомнил яркую
цветистость дымковских игрушек, красоту узоров на домах, ставнях, сундуках, коромыслах.
Став взрослым Юрий Александрович уехал в Ленинград, чтобы учиться и стать настоящим художником, но родная Вятка осталась в его памяти такой, какой он запомнил ее в детстве.
Создавая иллюстрации с изображением лошадей, он часто для их украшения использовал элементы дымковской росписи.
(Предложить ребятам рассмотреть дымковскую игрушку и сравнить ее с лошадкой на рисунке Ю. А. Васнецова.)
У этого художника все звери были удивительные, он много работал над созданием сказочного образа.
Подойдите, пожалуйста к нашему книжному уголку и выбирите книги, на которых приклеен красный квадрат. Это книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, рассмотрите их внимательно, в какой сказке художник нарисовал сказочных зверей, удивительных, необычных (Ответы)
Можно ли не читая сказку определить характер героя, его отношение к другим героям. (Ответы)
Как художник – иллюстратор смог этого добиться? (Ответы)
Ю. А. Васнецов не только иллюстрировал книги, но и писал картины.
(Выставка картин)Кто назовет эти картины?
Ребята: «Три богатыря», «Иван царевич и серый волк», «Аленушка».
Восп. : Да, но эти картины тоже по сказкам. Вспомните сказку «Аленушка и братец Иванушка». Давайте рассмотрим картину к этой сказке.
Куда и зачем пришла Аленушка? По чем видно, что она несчастная, бедная девушка?
Ребята: Она сидит пригорюнившись на камне, положив голову на колени. В глазах застыла печаль. Платье у нее изорвано, ноги босые.
Восп. : Как изобразил природу художник?
Ребята: Небо печальное, как будто плачет, к воде клонятся тонкие осинки, лес темный, мрачный.
Восп. : Правильно, художник показал, что природа жалеет бедную девушку и печалиться вместе с ней. Так с творчеством какого художника мы с вами познакомились(.)
Какие книги он иллюстрировал(.)
А сейчас познакомимся с художником, которого с детства окружали животные – собаки, кошки, птицы.
Это Евгений Иванович Чарушин (рассматривание портрета)
Вместе со своей мамой он лечил и выхаживал животных и птиц. Женя мог часами наблюдать как его питомцы устраивали гнезда. Выводили птенцов.
Еще в детсве он начал зарисовывать интересные случаи из жизни животных.
Так и появилось у мальчика другое сильное увлечение – рисование.
Е. И. Чарушин иллюстрировал книги только о животных. Очень
много рассказов оживотных он написал и сам иллюстрировал свои книги.
Рисовал он героев книг Маршака, Пришвина, Чуковского, Мамина – Сибирика, Арсенева, Снегирева.
Обратите внимание на иллюстрации к книге «Медвежата»
Какими художник изобразил медвежат?
Ребята: Видно, что у них пушистые ушки, серьезные мордочки, толстые пятки.
Восп. : Как художник показал. Что медвежата главные в этой книге.
Ребята: Они нарисованы крупно, на весь лист.
Восп. : Теберь возьмите книги, на обложках которых красный круг.
Это книги с иллюстрациями Е. И. Чарушина, рассмотрите их внимательно.
Какими красками пользовался художник? Красочные у него рисунки?
(ответы)
Восп. : Художник намеренно упрощает рисунок, упускает лишние детали.
Чем интересны рисунки Чарушина?
Можно ли по его иллюстрациям догадаться, что он очень любит своих животных? (Ответы)
Сегодня мы свами, ребята познакомились с творчеством двух художников – иллюстраторов.
Кто эти художники? (Ответы)
Теперь вы знаете особенность, выразительность иллюстраций каждого художника. А чем же похожи рисунки Чарушина и Васнецова и чем отличаются?
Ребята: У Васнецова рисунки красочные, необычные, сказочные.
А у Чарушина в рисунке использованы две, три краски, убраны линии и детали.
Восп. : Но илюстрации обоих художников выразительны, интересны. Не читая книги можно определить характер героев.
А что еще объединяет этих художников? (Ответы).
Я тоже предлогаю вам побыть иллюстраторами сказок.
Унас есть художественная мастерская Ю. А. Васнецова и Е. И Чарушина.
Выбирайте по желанию мастерскую и приступайте к созданию рисунков
к своей сказке.
(На столах материал для рисования и трафареты животных из иллюстраций Васнецова и Чарушина).