тамара арутюнян
Конспект занятия «Жостовская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
ема занятия : Жостовская роспись.
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.
2. Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.
3. Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.
4. Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.
Публикация «Конспект занятия „Жостовская роспись“» размещена в разделах
5. Совершенствовать навыки работы кистью.
6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Цели:
-закрепление знаний детей о народных промыслах России;
-знакомство с историей художественного промысла Жостово;
-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;
-развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.
Задачи:
1. Обучающая: научить детей выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;
2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
3. Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами.
4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.
Материал:
1. краски
2. Кисти № 5, 1;
3. Палитры, баночки с водой;
4. Салфетки;
5. Бумажные шаблоны подносов;
Предварительная работа: рассматривание подносов.
Художественный ряд: стихи о Жостове.
Методические приё мы: беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.
Словарная работа: композиция, замолёвок, блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.
Оформлена выставка жостовских подносов.
Ход занятия.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает изображение жостовского подноса).
Воспитатель:
- Вот жостовский черный, изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.
Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик усердно трудился.
Он долго шпаклевкой его грунтовал
И лаком поверхность не раз заливал.
Чтоб роспись художник нанес по металлу,
Фон черным на нем должен быть или алым.
Букеты цветов из сада и луга
Кисть живописца выводит по кругу
- Скажите, ребята, а еще какой формы бывают подносы? (Ответы детей)
- Какого цвета может быть фон подноса кроме черного цвета?
- Какими узорами украшают художники жостовские подносы?
- Где родина подносов?
- Как называют село, где изготавливают подносы?
- Назовите первых мастеров жостовской росписи?
Воспитатель: «Основным мотивом жостовской росписи является букет на черном лаковом фоне. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом».
Воспитатель показывает образец и говорит, что сегодня дети будут учиться украшать поднос цветочным узором. Далее предлагает посмотреть в какой последовательности следует рисовать элементы узора.
Показ последовательности росписи узора.
Физминутка «Цветки»
Наши алые цветки,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают. Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки
Медленно разгибаем пальцы из кулачков
Покачиваем кистями рук вправо влево
Медленно сжимаем пальцы в кулачки
Покачивание кулачками вперёд - назад
Я вас приглашаю на свои рабочие места.
Дети садятся и приступают к работе. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется.
С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционное расположение всех элементов узора и предлагает приступить к работе.
В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.
Воспитатель:
Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет-
И кажется, лето нам шлет свой привет.
Спрашивает детей, где они могут быть использованы.
В конце занятия дети устраивают мини выставку своих работ.
– Ребята, вам понравился наш мини-музей? А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (ответы детей).
– Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость! Мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.
– Ребята, вы хорошо потрудились, молодцы! Наше занятие окончено.