елена коковина
Конспект НОД по рисованию «Городецкая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип НОД : Нод по обобщению и систематизации.
Вид НОД : продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Тема НОД : «Пир на весь мир»
Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Формировать умения детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные по теме «Городецкая роспись», для украшения городецким узором новых изделий – посуды,
Публикация «Конспект НОД по рисованию „Городецкая роспись“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
систематизировать представления детей о старинном народном городецком промысле,
формировать умения детей узнавать городецкую роспись, ее характерные признаки: колорит, элементы и композицию росписи изделий,
формировать умения детей согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной посуды, пользуясь схемами композиций и этапами росписи.
Развивающие задачи:
развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;
развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме (полосе);
развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Воспитывающие задачи:
воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;
воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Словарная работа: прялка, донце, розан, купавка, подмалевок, тенежка, оживка.
Оборудование: ноутбук, медиапроектор, экран, настенная доска, коробочка для изделий, 3 мольберта.
Демонстрационный материал: наглядное пособие «Городецкая роспись», карта – схема «Этапы рисования городецких узоров», «Композиционные решения городецкой росписи», городецкая посуда.
Раздаточный материал: тонированные желтым цветом шаблоны посуды, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, палитра для смешивания красок; фартучки.
Предшествующая работа воспитателя: запись музыкального сопровождения к НОД:
частушки без слов, народные песни: Порушка – Параня, Пошла млада за водой, Ай, чу – чу; декорирование деревянной посуды городецкой росписью; составление презентации «Городецкая роспись», карты – схемы «Этапы рисования городецких узоров», «Композиционные решения городецкой росписи»; изготовление шаблонов посуды для детей; разучивание частушек и стихотворение о городецкой росписи к НОД.
Индивидуальная работа: на этапе самостоятельная деятельность детей организовать индивидуальную помощь Калашникову Жене, Хорькову Сергею – словесный инструктаж этапов городецкой росписи и композиционных решений.
Организация детей на непосредственно-образовательной деятельности:
1. Организационный момент осуществляется в группе, стоя возле небольшого стола, разглядывая коробочку и городецкие изделия.
2. На водную часть дети самостоятельно берут стульчики и усаживаются полукругом, лицом к экрану. Рядом с экраном стоят три мольберта, рядом столик и городецкие узоры для составления композиционных решений.
3. На физминутку дети встают и выстраиваются в две параллельные линии навстречу друг другу.
4. На самостоятельную деятельность дети проходят за большой стол, вокруг которого стоят стульчики, на которых висят фартучки. На столе разложены карты – схемы «Этапы рисования городецких узоров», «Композиционные решения городецкой росписи»; необходимые материалы и оборудование к НОД.
5. По окончанию работы каждый ребенок встает, наводит порядок на своем рабочем месте, кладет свою работу на отдельный маленький столик – выставку «Пир на весь мир», моет баночку, кисть и по желанию рассматривает работы других детей или идет играть.
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи
«Пир на весь мир»
1. Организационный момент (2 мин)
Воспитатель: вносит в группу коробочку с изделиями декоративно-прикладного искусства, расписанными городецкой росписью. Звучит русская народная музыка.
Вопросы детям:
• Ребята, вы хотите посмотреть, что в этой коробочке?
• Да.
Дети: достают изделия и кладут на стол, называя, что это.
• Что это?
• Деревянная посуда: доски, ложки, бокалы, тарелки, украшенные узорами.
Воспитатель: это изделия старинного народного Городецкого промысла.
Чтение стихотворения воспитателем:
Городецкая роспись, как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца.
Чудо роспись Городца.
Вопросы детям:
• Вы, хотите сами расписать посуду и стать городецкими мастерами?
• Да.
• Тогда я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую
1. Вводная часть (15 мин)
Дети усаживаются вместе с воспитателем полукругом лицом к экрану.
Воспитатель задает вопрос:
• Ребята, давайте вспомним все, что мы знаем про городецкий промысел и роспись. А поможет нам презентация.
На фоне презентации дети рассказывают про городецкую роспись.
Воспитатель осуществляет показ слайдов, дети читают стихи и комментируют изображение слайдов.
1 слайд. Город Городец.
Вопрос детям: Почему роспись называется городецкой? Что принесло славу городу Городец?
Воспитатель подводит итог по слайду, если дети не ответили:
Название городецкой росписи пошло от имени города Городец-маленького старинного городка на берегу Волги, Старинный городок был сплошь усеян небольшими деревянными домами, одетыми в тонкую резьбу. Городецкая резьба принесла славу городку.
Савин Арсений
Есть на Волге город древний,
По названью Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
2 слайд. Городецкие умельцы и прялки.
Вопрос детям: Какое изделие городецких мастеров в старину пользовалось известностью?
Воспитатель:
Жители Городца славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие прялки.
Раньше такие прялки стояли в каждой избе. Долгими зимними вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть. А городецкие умельцы придумали разрисовывать прялки красивым узором, украсить их тонкой резьбой.
Саша Быкова
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Ярик Нестеров
Ох, Россия, ты, Россия.
Славы не убавилось,
Городцом, ты, Городцом
На весь мир прославилась.
3 слайд. Городецкие прялки.
Вопрос детям: Почему прялкой хозяйки украшали свой дом?
Воспитатель:
Эти прялки с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Донце-это сидение у прялки, на котором сидела пряха во время работы. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздники, гуляния, застолья, народные нарядные костюмы. Также стали использовать и растительные орнаменты На росписи городецких мастеров есть и чудо - кони, и сказочные птицы.
Лиза Коковина:
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
4 слайд. Городецкая посуда, детская мебель, разделочные доски.
Вопрос детям: Что еще расписывали городецкие мастера?
Воспитатель:
Со временем люди перестали пользоваться прялками и донцами, тогда городецкие мастера стали изготавливать и расписывать посуду, детскую мебель, разделочные доски и настенные панно.
Варя Корякина:
Где ковши, кони-качалки
Очень радостных тонов –
Это все труды прекрасных
Городецких мастеров.
5 слайд. Цвета городецкой росписи.
Вопрос: Какие цвета используют мастера в городецкой росписи?
Воспитатель:
В росписи использовали три основных краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета, добавляли черный, зеленый и белый.
6 слайд. Элементы росписи.
Вопрос: Какие элементы росписи существуют?
Воспитатель: Конь, птицы, цветы, трава, сюжеты из жизни: люди.
Нина Останина:
Три девицы молодые
Под розанами стоят.
“Где же хлопцы удалые? ”
Во все стороны глядят.
Юля Боярская
Вот по улочке Петрушка
Едет на коне верхом.
Верный пес его послушный
Бежит вслед за женихом.
7 слайд. Розан и купавка.
Вопрос: Какой цветок называется розаном, купавкой?
Воспитатель:
Розан – это цветок, сердцевинка, которого находится в центре цветка.
Купавка – это цветок, сердцевинка, которого смещена в сторону.
Чушева ксюша:
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты
Красоте той нет конца –
Это все из Городца!
8 слад Этапы рисования городецких цветов.
Вопрос: Назовите этапы городецкой росписи и цвет, которым он выполняется.
Подмалевок (рисуем большой круг розового или голубого цветов)
Тенежка (дорисовывается центр бутона в виде маленького кружка (темно-красный на розовом и синий на голубом).
Оживка (бутон купавки дополняется тонкими линиями и дугами концом кисти, белым цветом).
9 слайд. Композиции в росписи.
Вопрос: Назовите композиционные решения цветочного узора в городецкой росписи.
Букет (изображение симметрично)
Гирлянда (один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями)
Венок (напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую).
Дидактическая игра «Городецкие узоры»
На мольбертах дети выкладывают композиции из городецких элементов методом аппликации. Дети делятся на три группы. Деление на группы осуществляется по выбору цвета цветочка, который ребенок достанет из «волшебного» мешочка. (цветы красного, голубого, белого цветов)
10. слайд Изделия городецких мастеров.
Воспитатель:
• Вот мы и вспомнили с вами все про городецкую роспись.
• Русские мастера во время своей работы любили петь и танцевать. Я предлагаю вам окунуться в мир музыки и движений.
Физминутка (3 мин) - частушки про городец
Дети встают в две линии навстречу друг другу – перепляс с исполнением частушек.
Варя: Веселись наш детский сад
Веселее нет ребят!
Мы с улыбкой на лице
Вам споем о Городце.
Лиза: Городецкие узоры,
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Юля: Кто рисует Городец –
Ах, какой он молодец!
И листочки, и цветы –
Это все для красоты!
Нина: А я тоже молодец
Тоже еду в Городец.
А когда вернусь назад -
Разрисую детский сад!
Саша Б: Городец, да, Городец,
Кто оттуда - молодец!
Приглашаем в детский сад
Рисовать учить ребят.
2. Самостоятельная деятельность детей (15 мин)
Перед началом работы я предлагаю мастерам одеть фартуки.
(фартуки находятся на стульчиках, которые стоят вокруг единого большого стола мастерской)
Перед вами на столе лежат шаблоны деревянной посуды желтого цвета; материалы: акварельные краски, гуашь; оборудование: кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.
Подумайте, самостоятельно выберите материалы и шаблон той посуды, которую вы будете расписывать.
По окончанию своей работы, расписанный шаблон посуды кладем на выставку «Пир на весь мир» (педагог обращает внимание на местоположение выставки в группе)
Приступаем к созданию своей посуды.
(Во время практической работы воспитатель сидит вместе с детьми, осуществляя индивидуальную помощь, звучит приглушенная русская народная мелодия.
4. Заключительная часть (5мин)
По окончанию работы каждый ребенок кладет свою работу на стол – выставку «Пир на весь мир» - городецкая посуда, убирает свое рабочее место, рассматривает работы детей и уходит играть.
Каждый ребенок работает в своем темпе.
Воспитатель беседует с каждым ребенком индивидуально по выполненной работе, обращая внимание на композиционное решение и назначение посуды.
Вопросы детям:
1. Какую композицию выбрал ребенок для украшения своей посуды?
2. Какие элементы росписи использовал в своей работе?
3. Для чего нужно его изделие?