Elena Dedova
Конспект занятия «В гостях у Царицы Грамматики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Развитие способности детей выделять гласные буквы и определять соответствующие им звуки.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
• Закрепление навыказвуко-слогового анализа слов.
• Закрепление графического образа букв.
• Закрепление навыка чтения слогов и слов.
• Закрепление умения составлять предложения по опорным схемам и словам.
Коррекционно-развивающие
• Развивать фонематическое восприятие, память, внимание.
• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, помогать делать выводы.
Коррекционно-воспитательные
Публикация «Конспект занятия „В гостях у Царицы Грамматики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
• Формировать навык совместной работы в паре.
Методы обучения: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики и звука поезда; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; колокольчик; «звуковые домики».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети заходят в группу
Логопед: Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Наш девиз: «Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно».
II. Сообщение темы занятия.
В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Здравствуйте, ребята! Я- царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать заколдованное слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл. Помогите, пожалуйста».
Логопед: Ну что ребята поможем царице Грамматики?
Но прежде, чем отправиться на помощь, мы должны с Вами подготовиться. Для этого нам необходимо сделать артикуляционную гимнастику:
Молодцы ребята, теперь мы готовы с Вами в путь. Давайте все дружно скажем наши волшебные слова:
Все вместе: Ждут нас трудности в пути,
Мы не боимся, их пройти.
Выполнив заданья все
Окажемся в волшебной стране.
Где веселье, шутки, смех,
Где ждёт нас успех.
Ждут нас знания друзья,
Нам скучать никак нельзя.
Ребята, но как мы туда попадём в это царство? Я прошу вас закрыть глазки и прислушаться. Угадайте, что же это за звук?
Фонограмма - Звук поезда.
Итак, на чем мы поедем, угадайте.
- На поезде.
Откройте глазки, посмотрите, угадали вы или нет. Дети смотрят на изображение вида транспорта
-Угадали.
Тогда едем (делаем круг по залу, имитируя звуки поезда, а теперь присядем в наш поезд и едем). Ребята, посмотрите, вот мы и попали с вами в Волшебную страну звуков и букв. Ой, смотрите, что я нашла - это серединка цветка и на ней что-то написано:
– Необходимо отгадать загадки о жителях этой волшебной страны:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
- Ребята, а что вы знаете о звуках ( Ответ: Звуки мы слышим и произносим).
- На какие 2 группы делятся все звуки? (на гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- На какие подгруппы делятся согласные звуки (на согл. твердые и согл. мягкие)
- Какими цветами мы обозначаем звуки? (гласные - красным, согл. твердые - синим, согл. мягкие- зеленым)
А сейчас поиграем в игру «Подружи ладошки».Слушаем следующую загадку.
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
Логопед: А теперь нужно ответить на вопросы. (Игра с мячом)
«На вопросы отвечаем, полные ответы составляем» :
- Как называются звуки, которые мы произносим?
- Какие бываю звуки речи?
- Почему гласные звуки называются гласными? Согласные - согласными?
- Какие бывают согласные звуки?
- Где живут звуки речи?
- Что такое буквы? Как называется порядок расположения букв?
Звучит волшебная музыка.
Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве, в волшебном городе. Посмотрите,сколько, много здесь букв, именно они и покажут дальше нам дорогу. Но буквы как оказалось не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буквы, вы узнали? (на полу по всей группе разложены буквы, у которых не хватает каких-либо элементов).
Игра «Угадай букву»
-А теперь давайте пальчиками напишем, каждый свою букву вначале в воздухе, а затем на тарелке с песком.
Посмотрите, ребята, а вот и первый лепесток с заданием.
Первый лепесток.
Вы загадки разгадали
И в волшебную страну попали,
Но смотрите, впереди, очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать, сумей замок ты открывать.
Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.
Логопед: Какая же следующая буква укажет нам дорогу, ребята?
Второй лепесток.
Если коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы пойдёте.
Первый звук определяйте
Нитки с толком выбирайте.
На коврике расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.
Логопед: Давайте посмотрим, какая следующая буква укажет нам дорогу?
Третий лепесток. «Зашифрованное слово»
Цифры по порядку быстро расставляйте
И полученное слово вслух читайте.
У каждого ребёнка карточка, где зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнку необходимо расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.
Физминутка.
Вновь у нас физкультминутка
Наклонились ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать (рывки руками).
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем.
Вправо, влево раз два
Думай, думай голова (вращение головой).
Хоть зарядка коротка- отдохнули мы слегка.
Логопед. Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Четвёртый лепесток.
Впереди гора стоит,
Которая из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно,
Чтобы путь тогда открыть.
Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и звонит в колокольчик столько раз, сколько в слове слогов.
Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Пятый лепесток.
Слово вслух произнеси, звук в окошко помести.
Работа со звуковыми домиками.
Ребята, сегодня мы будем определять место звука в слове.
Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Шестой лепесток.
Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.
Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.
Логопед. Вот и собрали мы с Вами все лепесточки, пора узнать заколдованное слово, чтобы снять заклинание. Давайте все вместе прочтем его: «Дружба».
Звучит волшебная музыка. (Слышится голос Царицы) :
«Огромное спасибо Вам ребята, что Вы помогли спасти мою страну и её жителей.
А я от всей души желаю вам друзья всегда делать добрые дела,
И дружить и дорожить, и всегда добро друзьям дарить».
IV. Итог занятия.
Логопед: А как вы думаете, ребята, почему именно слово дружба было заколдованно ( ответы детей: Потому что легче всего справиться с теми, кто не дружит.)
Логопед: - Могут появиться слоги, если звуки поссорятся? (Нет).
Логопед: - Могут появиться слова, если слоги поссорятся? (Нет, они должны дружить).
Логопед:- А можно составить предложение из слов, которые не дружат? (Нет).
Логопед: - Вы совершили очень полезное дело, наведя порядок в царстве Грамматики. Берегите дружбу и своих друзей! А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Проходите все на поезд. Беремся все за руки (Дети встают в круг, берутся за руки) и произносим следующие слова:
Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.
Ребята, Вам понравилось наше путешествие? Что особенно понравилось, а что меньше понравилось (ответы детей)
Спасибо ребята Вам за занятие, Вы большие молодцы, хорошо поработали. До свидания!
Список использованной литературы:
2. https://urok.1sept.ru/articles/628784
3. Блинова, Л. Н. Обучение русскому языку учащихся с недоразвитием интеллекта. На материале грамматики и правописания / Л. Н. Блинова, Н. И. Норкина. - М. : Феникс, 2018. - 206 c.
4. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С. В. Бойкова. - М. : Каро, 2018. - 176 c.
5. Козырева, О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда / О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. - М. : Владос, 2018. - 120 c.