Надежда Васильевна Барчан
Тема занятия «Осень спросим»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия «ОСЕНЬ СПРОСИМ» (старшая группа)
Программное содержание:
- Расширять представления детей о многообразие природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
- Уточнить и расширить знания детей о диких животных, формировать представления детей об особенностях их поведения видов и подготовка к зиме.
Публикация «Тема занятия „Осень спросим“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе, активизировать природоведческий словарь.
- Развивать любознательность, мышление, память, интонационную выразительность речи.
- Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.»,»,»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация «,»Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Предварительная работа:
- Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
- Рассматривание иллюстраций. Чтение, заучивание стихов, загадывание загадок.
- Д\игры «У кого кто, «Кто улетает на юг?», «Назови семью».
- Упражнение «Подбери родственные слова», «Измени слово по образцу».
Материалы и оборудование:
- Иллюстрации с изображением – «Сентябрь», «Октябрь»,»Ноябрь».
- Иллюстрации – «Перелетные птицы».
- Иллюстрации- «Дикие животные».
Загадка: Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает? (осенью)
- Что такое осень? (Время года)
- Какое время года приходит после лета? (осень)
- Как светит солнце? (солнце светит редко)
- Какие тучи на небе? (на небе темные тучи)
- Какие осадки осенью? (Часто идет холодный дождь)
- Листья какого цвета опадают на землю? (Листья желтые, красные, коричневые опадают с деревьев на землю. Золотой ковер из листьев шуршит под ногами).
- Как одеваются люди? (Люди надевают куртки, плащи, шапки сапоги)
- Почему? (Потому что на улице прохладно, сыро и ветрено)
Упражнение «Подбери родственные слова».
Лист (листик, листочек, листья, листопад, лиственный)
Дождь (дожди, дождик, дождевик, дождинка, дождевой)
Ветер (ветры, ветерок, ветерочек, ветренная …)
Упражнение «Измени слово по образцу».
Одна туча - много туч, одна лужа – много- много луж,
Одна птица - много птиц, один лист - много листьев.
- Назовите первый осенний месяц?
- Кто прочитает стихотворение? (Сентябрь)
- Назовите второй осенний месяц? Дети читают стихотворение «Октябрь»
- Назовите третий (последний) осенний месяц?
(Дети читают стихотворение Ноябрь)
- Какие периоды осени можно выделить? (ранняя, золотая, поздняя)
- Назовите признаки каждого периода осени.
Физминутка:
Мы- листочки, мы –листочки, Перестал дуть ветерок-
Мы- осенние листочки, Мы присели все в кружок,
Мы на веточках сидели, Ветер снова вдруг подул.
Ветер дунул- полетели. И листочки быстро сдул.
Мы летали, мы летали. Все листочки полетели
А потом летать устали! И на землю тихо сели.
- Куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)
- Как они называются? (Перелетные)
Вспомним чем птицы отличаются от животных.
- Где живут птицы? (Птицы живут в гнезде, в скворечнике)
-- Чем покрыто тело птиц? (Тело птиц покрыто пухом и перьями)
- Как называются малыши? (Малыши называются птенцами)
- Вылупляются из чего? (Из яйца)
- Что имеют птицы? (Два крыла, две лапки, клюв)
Игра у кого, кто?»
1. У грача - грачонок - грачата.
2. У аиста - аистенок - аистята.
3. У журавля - журавленок - журавлята.
4. У скворца – скворчонок - журавлята.
5. У утки - утенок - утята.
6. У лебедя - лебеденок - лебедята.
- Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (Потому, что они могут замерзнуть зимой)
Игра «Кто улетает на юг?»
- Журавли летят клином (курлы, курлы)
- Утки летят стаей (кря, кря) и т. д.
Физминутка «Лебеди»
-Как дикие животные готовятся к зиме?
(рассказы детей)
Это медведь. Он большой, коричневый. У него сильные лапы.
Медведь ест очень много причем без разбору- насекомых, ягоды, рыбу, грызунов, коренья, листья. Зимой медведь спит в своей берлоге. У медведицы в берлоге рождаются зимой крошечные медвежата. Они подрастают, прижавшись к ней и питаясь молоком, а весной выходят наружу.
- Почему медведю необходимо осенью нагулять жир?
Это лиса. Она рыжая, красивая. У нее пушистый хвост. Она хитрая, ловкая, хорошо прыгает и плавает. Лисица охотится днем и ночью, но всегда нападает врасплох. Лисица не капризна и пользуется любым случаем пожевать. А еды кругом много: улитки, мыши, кролики, жуки, птички и др. Осенью лиса старается побольше кушать. Зимой будет мало корма. Лиса живет в норе.
Это заяц. Он очень осторожен, никогда не пойдет к своей лежке. Будет путать следы, петляя и подпрыгивая- иногда выше чем на метр.
Он маленький, серенький. У него длинные уши и ноги, особенно задние, длиннее, поэтому он так быстро скачет, если за ним гонятся.
Он очень пуглив и кормиться растениями выходит только ночью. Осенью заяц старается побольше кушать. Зимой будет мало корма. Зимой заяц меняет шубку серую на белую.
Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная. У нее длинный красивый хвост. Она запасает на зиму шишки, орехи, собирает грибы, накалывает их на ветки для просушки. Белка живет в дупле. Осенью белка линяет и зимой у нее будет теплая шубка. Детенышей зовут бельчата.
- Почему, в отличие от медведя, белки заготавливают запасы на зиму?
Игра «Назови семью».
1. Папа –медведь, мама- медведица, детеныш - медвежонок.
2. Папа -волк, мама - волчица, детеныш - волчонок.
3. Папа - заяц, мама - зайчиха, детеныш - зайчонок.
4. Папа - лис, мама- лисица, детеныш - лисенок.
5. Папа - еж, мама - ежиха, детеныш - ежонок.
Физминутка:
Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два. «- «
Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе.
А потом, потом, потом Бег на месте.
Все бегом, бегом, бегом.
Мы свои зонты раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.
Конкурс «Умники и умницы».
ЗАГАДКИ:
Утром мы во двор идем- Плащ золотистый она надевает,
Листья сыплются дождем, Теплое лето она провожает,
Под ногами шелестят Птиц отправляет в дальние страны,
И летят, летят, летят. Нам оставляет дожди и туманы.
(осень) (осень)
- Без рук, без ног, а ворота отворяет. (ветер)
- Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (ветер)
- Озорной повеса пролетел над лесом, крыльями взмахнул- лист с дерева стряхнул. (ветер)
- По небу оравою бредут мешки дырявые. И бывает иногда: из мешка
течет вода. Спрячемся получше от дырявой … (тучи)
- Летит орлица через тридевять земель. Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)
- Шел долговяз - в землю увяз. (дождь)
- Люди ждут меня, зовут, а приду к ним- прочь бегут. (дождь)
- И тонок, и долог, а сядет- в траве не видать. (дождь)
- Поглядите, поглядите- потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить землю с небом хочет сшить? Не ответишь- подождем, отгадаешь под … (дождем).
- Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (дождь)
- Белая кисея ночью ляжет на поля. Утром солнышко пригреет, ее по ветру рассеет. (туман)
- Кленовый, дубовый, осиновый лист
Дружно за руки взялись.
Закружились, понеслись
Пожелтел и лес и сад
Вы узнали …. (листопад)
ПОСЛОВИЦЫ
- Лето со снопами, осень с пирогами.
- Холоден сентябрь, да сыт.
- Весной дождь растит, а осенью гноит.
- Осень собирает, а весна съедает.
- Из осенней дороги не вытянешь ноги.
- Без тучи дождь не приходит.
- Осенью и воробей богатый.
- В осеннее ненастье семь погод на дворе- сеет, веет, крутит, мутит и ревет, и льет, и снизу метет!