Ольга Феофилактова
Использование метода проектов как один из факторов успешной подготовки дошкольников к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Усваивается все крепко и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам»
Р. Эмерсон.
В своем опыте педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста я этим словам нахожу подтверждение. Ребёнок получает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения.
Публикация «Использование метода проектов как один из факторов успешной подготовки дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах
В педагогической деятельности применяю современные технологии организации психолого - педагогической работы с дошкольниками. К ним относится метод проектной деятельности, который можно интегрировать в различные виды детской деятельности. Очень важно то, что проектная деятельность вовлекает родителей в единое образовательное пространство «Детский сад - семья», в образовательный процесс, осуществляемый в ДОУ. Происходит включение родителей: сбор информационного материала, подбор книг, пополнение фонотеки, совместный просмотр с детьми фильмов, совместное творчество и др.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности.
Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то именно посредством игры я ввожу проблемную ситуацию, а затем осуществляю реализацию самого детского проекта. Например, дети старшего возраста играли фигурками динозавров, принесенных из дому. Направила внимание детей на то, что это вымершие животные. У детей возник вопрос, почему динозавры вымерли. Так возникла проблема. Попросила детей подумать. Но не хватало знаний о динозаврах. Поэтому обратились к «умным» книгам. Так рождался проект «Почему вымерли динозавры?»
Для осуществления проектной деятельности было необходимо:
– формировать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;
– способствовать практическому применению знаний и умений дошкольников.
В младшем дошкольном возрасте использую ведущую роль в процессе
вхождения детей в проблемную игровую ситуацию. Вместе с детьми проводим поиск пути разрешения проблемной ситуации. Формируются начальные предпосылки поисковой деятельности (практические опыты). Например: в проектной деятельности «Птицы зимой» изучаем зимующих птиц, виды подкормки, образ жизни зимующих птиц в условиях города.
В старшем дошкольном возрасте происходит формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Развиваются умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно и применять их. Развиваются желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работу над проектом осуществляю поэтапно.
1 этап. Выбор цели проекта.
Помогаю детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития - вхождение детей в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг. Например, с детьми старшей группы осуществляла проектную деятельность по теме «Сказки А. С. Пушкина». Разные виды деятельности помогали погружать детей в тему.
Пример: просмотр мультфильма «Сказка о Царе Салтане…»
- Толкование старых русских слов,
- Предложение дома посмотреть книги автора для создания выставки книг,
- Взять интервью у родителей:
- Какие книги читают родители?
- Может ли кот быть ученным?
- Какие сказки А. С. Пушкина мы знаем?
2 этап. Разработка проекта.
Составляем план : к кому обратиться за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3 этап. Практическая часть проекта.
Организация деятельности и помощь в планировании собственной деятельности детей в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей. По необходимости оказываю ребятам практическую помощь, а также направляю и контролирую осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Например: создание книги по произведениям, выставка рисунков, книг, создание макетов, аппликация, сбор фонотеки и др.
Проводится чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, просмотры мультфильмов и кинофильмов, сочинение сказок, дидактические игры, знакомство с историей Руси, интервьюирование, беседы, драматизация и т. д.
4. Подведение итогов. Проводится оценка результатов.
Проекты по содержанию и длительности разнообразны, в которых ребята развивают навыки поиска информации в разных источниках, при необходимости экспериментируя или обращаясь к взрослым за помощью. Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием.
Например: создание выставки работ, книга рисунков по сказкам А. С. Пушкина, выставка книг, макет «У Лукоморья», «Хрустальный дом». И итоговое – проведение викторины
«Путешествие в Лукоморье» с участием родителей.
В ходе осуществления проектной деятельности с детьми я пришла к выводу о том, что воспитанники получают возможность экспериментировать, быть активными и самостоятельными. Становясь организатором детской деятельности, я занимаю позицию «рядом» с детьми. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников.
Осуществляя проектную деятельность в ДОУ, я создаю подготовительную ступень для дальнейшего развития поисковой деятельности у детей в школе.