Альфия Касимова
Элементы флортаймтерапии в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедия – это живой организм, реагирующий на изменения и новшества. Все что нового появляется в педагогике находит свое отражение в логопедии.
Флортайм это вид терапии, основанный на игре. В этом процессе терапевт и родитель использует время, когда ребенок вовлечен и активен для того, чтобы помочь ему развиваться и справляться с трудностями развития и обогащать свои навыки и умения во всех сферах. Подход Флортайм был разработан доктором С. Гринспеном в 1979 году и имеет целью объединить терапевтическую и коррекционную среду с игровой.
Темочки:
Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Также одним из преимуществ этого подхода есть то, что самые близкие для ребенка люди – родители, могут обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.
Работа над внешними сторонами поведения и симптомами - это не главная цель терапии в рамках концепции DIR и методики Floortime. В первую очередь внимание уделяется созданию фундамента для здорового развития ребенка. Благодаря данному подходу дети приобретают ключевые способности, отсутствующие или нарушенные в процессе их развития: способность к теплым, принимающим отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению и в различной степени к логическому, творческому и абстрактному мышлению. Идея терапии по методике Floortime состоит в том, чтобы взаимодействие ребенка и взрослого было естественным, а среда эмоционально теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Игрой руководит ребенок, а взрослые присоединяются к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки. Также одним из преимуществ этого подхода является то, что самые близкие для ребенка люди – родители могут обучиться основным правилам и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.
Специалисты Floortime преследуют две основные задачи:
- Следовать за ребенком и использовать его естественные интересы.
- Ввести ребенка в мир. Причем, важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном мире со взрослыми.
Floortime – это процесс, в ходе которого взрослый с ребенком постоянно чему-то учатся.
Применение методики Floortime дает также возможность решать следующие задачи:
- Установление и укрепление эмоционального контакта с малышом, достижение взаимного удовольствия от общения, понимание и управление ребенком личными эмоциями.
- Установление взаимодействия взрослого и ребенка в диалоге.
- Формирование и улучшение у ребенка навыков саморегуляции.
- Формирование и развитие навыков коммуникации (речевой и альтернативной).
- Обучение ребенка умению решать социальные задачи в необычной ситуации.
- Развитие у ребенка разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального).
- Формирование мотивов к обучению и общению.
- Формирование у ребенка основы системы ценностей.
Floortime реализуется в работе с обычными детьми и в работе с детьми, имеющими:
- ТНР,
- проблемы в развитии, (дефицит внимания, гиперактивность,
- трудности адаптации и социализации,
- поведенческие трудности (агрессию, страхи, тревожность).
Условия применения методики Floortime
Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Взрослый должен создать причину, по которой ребенок захочет с ним играть, поэтому для начала нужно приглядеться к ребенку и выяснить, в чем состоит его истинный интерес.
Основные правила и рекомендации при игре по принципам Floortime
Начинайте игру с любимых ребенком предметов или действий, даже если это неодушевленные сортеры или кубики, даже если это его самостимуляции.
Будьте артистичными в подстройке к малышу: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно и весело, и вы тоже должны получать удовольствие от такого взаимодействия!
Хвалите маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки. Обратите внимание: если ребенок не говорит или только начал осваивать речь, то ваша собственная речь не должна быть сложно построенной, используйте для общения отдельные слова или простые предложения.
Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, наденьте миску как шляпу, помадой на щеке нарисуйте цветок).
Используйте много «ярких» жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми. Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас. Переносите игру в новое место: из комнаты в комнату, на разложенный диван, на прогулку в парк.
Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть, ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Если он чувствителен к прикосновениям, тогда и игры будут без касаний. В этом случае можно воспользоваться игрушкой, надеваемой на руку. Учитывайте актуальный уровень развития ребенка. Родители часто испытывают разочарование, из-за того что ребенок не играет так, как, по их мнению, должен был бы играть. Если вам в голову приходит такая мысль, значит, вы пока не следуете за своим ребенком. Для начала помогите ему делать то, что он хочет, а потом старайтесь вместе с ним «расширять» его действия.
Чем «легче» и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков.
В завершение хочу отметить: если перед специалистами стоит задача получения быстрых результатов, то методика Floortime не будет способствовать достижению этих целей. Floortime – это прежде всего процесс. Любой процесс длится во времени. Но именно в процессе есть возможность получить стойкий результат.
Спасибо за внимание!