валентина кочетова
Конспект занятия «В лаборатории Наураша. Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В лаборатории Наураша»
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о фруктах, расширение и активизация словаря по теме «фрукты».
Задачи:
Актуализировать словарный запас по лексической теме «фрукты»;
Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
Познакомить с понятием «кислотность»;
Научить измерять кислотность разных фруктов;
Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;
Публикация «Конспект занятия „В лаборатории Наураша, Фрукты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;
Учить обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, делать выводы.
Оборудование: Изображение дерева и фруктов для загадок; цифровая доска, кубик с изображением фруктов, мяч; карточки для игры «Что сначала, что потом» с изображениями семечко, росток, дерево, бутон, цветок, плод; пескограф; тарелки с кусочками яблока, лимона, апельсина; зубочистки; влажные салфетки; фартуки?; проектор, ноутбук; Программа «Науаша»; набор для опытов Наураша «Кислотность».
Предварительная работа: Загадывание и отгадывание загадок; заучивание стихов.
Дидактические игры: «Опиши, а мы отгадаем», «Заштрихуй фрукт», «Сварим сок, компот, варенье», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Посчитай», «Чудесный мешочек» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Фруктовый магазин», «Готовим обед» и др.
Продуктивная деятельность: «Фрукты с натуры» (рисование, лепка, «Фрукты» (аппликация); «В фруктовом магазине» (ФЭМП) и др.
Ход:
Вводная часть
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, какое дерево выросло у нас. Это не простое дерево, а фруктовое. И растут на нем загадки про фрукты. А какие – мы сейчас с вами прочитаем.
Отгадки-картинки (муляжи) прикрепляем к веткам дерева:
Сладок он, но толстокож и чуть-чуть на серп похож. ( Ответ: Банан).
С оранжевой кожей, на мячик похожий,
Но в центре не пусто, а сочно и вкусно. ( Ответ: Апельсин).
Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые, любят меня детки. ( Ответ: Яблоко).
Он почти как апельсин,
С толстой кожей сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень! ( Ответ: Лимон)
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, -
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
( Ответ: груша)
Он оранжевый и сочный,
Любит Новый год.
Посмотри под ёлку - точно,
Он в подарках ждет!
Этот рыжий господин -
Вкусный сладкий. ( Ответ: мандарин).
- О чем были загадки? Как их можно назвать одним словом? Ответы детей: Фрукты.
- Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.
- Ребята, где растут фрукты? Ответы детей: Фрукты растут на дереве.
- Как называются деревья, на которых растут фрукты? Ответы детей: Такие деревья называются фруктовые.
- Где растут фруктовые деревья? Ответы детей: Фруктовые деревья растут в саду.
- Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья? Ответы детей: Фруктовые деревья растут в фруктовом саду.
- Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице какое время года? А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.
- Но дорога у нас будет не простая, мы будем играть.
Основная часть
Воспитатель:- А как появляются на деревьях фрукты? (Обсуждение).
Игра «Что сначала, что потом».
Нужно в правильной последовательности разложить картинки с изображениями. Мальчики раскладывают семечко, росток, дерево; девочки - бутон, цветок, плод.
Воспитатель: - Объясните свои действия. Почему именно в такой последовательности вы выложили картинки.
Спросить у детей, какие еще фрукты они знают.
Дети стоят в кругу и бросают кубик, на сторонах которого изображены фрукты.
Дидактическая игра «Сосчитай»
Согласование числительных с существительными.
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель предлагает посмотреть в пескограф, внутри которого - песок.
Воспитатель: - Подойдите, пожалуйста, и посмотрите что изображено. Назовите, силуэты каких фруктов вы видите? Задание такое - нужно определить, какой фрукт лишний и объяснить, почему:
•Яблоко, персик, банан, гранат.
(Банан лишний, потому что овальный, а все остальные фрукты – круглые).
•Гранат, ананас, слива, апельсин.
(Слива лишняя, потому что мелкая, а все остальные фрукты – крупные).
Пальчиковая гимнастика «Компот».
Будем мы варить компот,
(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)
Фруктов нужно много. Вот:
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
(Опять «парят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
Дидактическая игра «Какой сок приготовили?»
Образование прилагательных от существительных.
Дети стоят в кругу, воспитатель в центре. Игра с мячом.
Сок из апельсина – апельсиновый
Сок из яблока – яблочный
Сок из груши – грушевый
Сок из банана – банановый
Сок из лимона – лимонный
Сок из граната – гранатовый
Сок из ананаса – ананасовый
Сок из персика – персиковый.
Воспитатель просит детей попробовать кусочки фруктов, разложенные на тарелочки.
На столах стоят тарелки с кусочками фруктов : яблоки, лимоны, апельсины.
Воспитатель: - Определите по вкусу, какие фрукты лежат у вас на тарелке?
-У каких фруктов кислый вкус? Ответы детей.
-Ребята как вы думаете, что такое кислотность? Варианты ответов детей.
Воспитатель: - Кислотность – это величина содержания кислоты в продуктах, в растворах, в других веществах и т. д. Кислоты придают кислый вкус. Чем больше кислот, тем кислее вкус фрукта.
-А как можно определить какой фрукт кислее? Варианты ответы детей.
Воспитатель: - Верно, сравнивая вкусы, мы проводим определенное измерение.
- А можно ли измерить кислоту прибором? Ответы детей.
-А где мы можем увидеть различные измерительные приборы? Варианты детей.
Воспитатель: - Мы можем увидеть различные приборы в лаборатории.
- Хотите туда попасть? Усаживайтесь на стулья мы сейчас отправимся в лабораторию маленького исследователя, ученого, которого зовут, Наураша. Слушайте его внимательно.
Наураша : - В этой лаборатории я исследую лимонадность. Ой! Нет. Конечно же, кислотность. Присоединяйся!
Воспитатель: Ребята, у НАС на столе флаконы с соком. В флаконе с оранжевым кружком находится апельсиновый сок, с желтым – лимонный сок, с зеленым – яблочный сок. Также у меня на столе стаканы с чистой водой и прибор для измерения кислотности.
Наураша : - Датчик нужно обязательно промывать между заданиями, иначе показания будут неправильными.
Воспитатель: - В чем мне промывать датчик? Ответы детей: В стакане с водой.
Наураша :- Кислотность очень странная штука. Она измеряется числом от 1 до 13. Чем меньше число, тем больше в жидкости растворено кислоты.
Воспитатель: - Какими числами измеряется кислотность? Ответы детей: Кислотность измеряется числом от 1 до 13.
Воспитатель: - Какое самое маленькое число от 1 до 13? Ответы детей: Самое маленькое число 1.
Воспитатель: - Какое количество кислоты обозначается цифрой 1? Наименьшее или наибольшее? Ответы детей: Наибольшее.
Воспитатель: - Верно, чем ниже цифра кислотности, тем больше в прдукте кислоты. Все кислые продукты имеют кислотность ниже 7.
– Готовы провести первый опыт? Слушайте внимательно Наураша.
Наураша : - Давайте измерим кислотность апельсинового сока. Для этого нужно опустить конец датчика в стаканчик с соком.
Воспитатель проводит первый опыт.
Варианты ответа Наураша : - Слишком кисло для апельсинового сока. Я бы не стал такой пить (обозначение 4);
– Маловато кислоты, наверное сок разбавленный (Обозначение 6);
– Вот это я понимаю апельсиновый сок! Как раз подходит для лимонада (Обозначение 3).
Воспитатель: - Какое число вы увидели на установке? Ответ детей. 4
Воспитатель выставляет на доске под изображением апельсина цифру
Наураша : - Давайте измерим кислотность яблочного сока. Погрузи конец датчика в стакан.
Воспитатель предлагает выполнить опыт одному из детей.
Варианты ответа Наураша : - Слишком кисло для яблочного сока. Я бы не стал такой пить (обозначение 3);
– Маловато кислоты, наверное сок разбавленный (Обозначение 5);
– Вот это я понимаю апельсиновый сок! Как раз подходит для лимонада (Обозначение 4).
Воспитатель: - Какое число вы увидели на установке? Ответ детей. 5
Воспитатель выставляет на доске под изображением яблока цифру
Воспитатель: - Какое число больше 5 или 4?
- Какой сок кислее, если наименьшее число обозначает большее количество кислоты? Ответы детей: Апельсиновый сок кислее, чем яблочный.
- Почему? Ответы детей: Потому что цифра 4 меньше чем 5?
Воспитатель: - Все верно. Молодцы ребята! Слушаем внимательно Наураша.
Наураша : - Давай измерим кислотность лимонного сока!
Воспитатель предлагает одному из желающих детей провести следующий опыт.
Наураша : - Вот это я понимаю лимонный сок! Как раз подходит для лимонада! (Обозначение 2)
Воспитатель: - Какое число вы увидели на установке? Ответ детей. 2
Воспитатель выставляет на доске под изображением лимона цифру2
Воспитатель: - Какое число меньше 2, 4 или 5? Ответы детей: 2
- Какой самый кислый сок? Ответы детей: Лимонный
- Почему? Ответы детей: Потому что цифра 2 меньше чем остальные цифры?
- А в каком фрукте кислот меньше чем в остальных? Ответы детей: В яблоке.
- Почему? Число 5 больше чем 2 и 4, а чем больше число, тем в фрукте меньше кислот.
Воспитатель: - Все верно. Молодцы ребята! Вы все верно определили.
Рефлексия. Воспитатель вместе с детьми выходит на ковер.
Воспитатель: - Ребята, пора возвращаться в детский сад. Закрыли глаза…Раз… Два…Три…В детский сад возвратись.
- Ребята, где мы свами были? Ответы детей: В сказочном фруктовом саду.
-О чем мы с вами говорили? Ответы детей: Мы говорили о фруктах.
- Мы сегодня познакомились с таким понятием как кислотность. Кто может рассказать, что такое кислотность? Ответы детей: Кислотность – это величина содержания кислоты в продуктах, в растворах, в других веществах и т. д.
- Какими числами измеряется кислотность? Ответы детей: Кислотность измеряется числом от 1 до 13.
- Какие фрукты мы проверяли на кислотность? Ответы детей: Яблоко, апельсин, лимон.
- Из опыта мы увидели какой фрукт самый кислый? Ответы детей:Лимон.
Подведение итога:
- Что нового мы узнали сегодня?
- Что больше всего понравилось?