Татьяна Батаева
Урок в 6 классе «Общение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Общение»
1. Цель урока : познакомить учащихся с ролью общения при формировании личности человека; исследовать цели общения и его механизм; выяснить многообразие форм общения.
2. Задачи:
Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
Публикация «Урок в 6 классе „Общение“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение точно выражать свои мысли, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение отстаивать свое мнение и нести ответственность.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся толерантное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
3. Планируемые результаты:
Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, микрогруппах, навыков самоанализа своей деятельности.
Предметные - осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; умение учащихся формулировать определение понятия «общение»; различать вербальные и невербальные средства общения.
Метапредметные – умение организовать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать индивидуально, в парах и в группе, осуществлять поиск и обработку нужной информации.
4. Тип урока : получение новых знаний.
5. Средства обучения: учебник, презентация, раздаточный материал (карточки с рабочим материалом для работы в группах, проектор.
6. Оборудование: Учебник Обществознание. 6 класс : учеб. Для общеобразоват. организаций / под ред. Боголюбова Л. Н., Ивановой Л. Ф. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2021 г.
Ход УРОКА
Ход урока Деятельность учителя Здоровье сберегающие технологии
1. Организационный момент Приветствие учащихся. Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте ребята, коллеги и уважаемое жюри, я рада видеть вас. Надеюсь, что для вас урок будет интересен и полезен. Успешность урока, будет зависеть от активности каждого из вас. Ведь как говорил Ш. А. Амоношвили: «Дети - это творцы урока…». Так и вы, ребята, сегодня будете творцами урока. Желаю нам всем удачи.
2. Актуализация знаний
Ребята, на доске мы видим несколько иллюстраций. Подумайте, что их объединяет? (деятельность)
- Что такое деятельность? (это способ отношения человека к окружающему миру с целью изменения и преобразования мира в интересах человека)
- Ребята, с какими видами деятельности вы познакомились на прошлых уроках? (труд, учеба, игра).
Назовите ступени образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, высшее образование)
- Вы рассмотрели несколько видов деятельности, а сегодня познакомимся еще с одним видом деятельности, а с каким, ответите на этот вопрос после просмотра фрагмента мультфильма «Барбоскины».
- Какова тема нашего урока?
3.
Этап мотивации к учебной деятельности - Фрагмент мультфильма «Барбоскины»
Вопросы классу :
- Скажите пожалуйста, что делают герои мультфильма?
- Почему Гена начал разговаривать с кактусом? Это говорит, что психологически он не удовлетворен психологически.
-А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Вы были удовлетворены психологически?
-Как вы думаете, почему так происходит?
- Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
Тема нашего урока называется : «Общение»
- Запишите тему урока на рабочих листах. (Приложение 1)
- Ребята, а вы что-то знаете уже по этой теме? (нет)
- Таким образом, что мы с вами должны сегодня узнать на уроке?
- Ребят, определите цель нашего урока.
Цель: понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей.
- Какие же задачи мы поставим сегодня на уроке?
1. Узнать что такое «общение».
2. Узнать цели общения.
3. Познакомиться со средствами общения.
4. С кем легче общаться со взрослыми или со сверстниками
Главный вопрос урока : какую же роль играет общение в жизни и деятельности людей?
Я вам предлагаю выполнить упражнение “Я рад общаться с тобой”
“Я рад общаться с тобой”
Ведущий предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает упражнение, ведущий словами: “Ребята, я рада общаться с вами!”
- Отлично
4. Работа по теме урока
- Каждый из нас живет, учится, работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, занимаемся спортом и т. д., но в любой ситуации общаемся с людьми.
- Для того, чтобы ответить на первые два пункта плана обратимся к одной из форм деятельности – любимая детьми – игра.
- В преддверии Чемпионата мира по футболу, я хотела вам предложить в свой интеллектуальный футбол.
- Ребят, кого мы можем встретить в команде футболистов? (вратарь, защитники, нападающие).
- Вам сегодня предстоит побыть в роли футбольной команды сборной России-Португалии.
- Но для начала вспомним правила работы в группе.
- Задание: Учебник стр. 106-107 «Что такое общение», «Каковы цели общения»
Вратарь - максимально запомнить всю информацию;
Нападение – составить максимально сложные вопросы для защитников команды соперников;
Защитники - максимально запомнить материал, для того, чтобы дать отпор нападению команды соперника.
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
- Узнаем, насколько вы освоили этот материал.
На ваших столах есть рабочие листы. Выполните каждый самостоятельно задания № 1, 2. (Приложение 1)
1. Общение – взаимные деловые и дружеские отношения;
2. Цели Общения - совместная деятельность, обучение новому, установление взаимопонимания, развитие человека.
(Устная фронтальная проверка)
- Итак, ребят, мы с вами ответили на первые два пункта нашего плана? (Да)
- Ребята, а с помощью чего мы общаемся? Что мы используемся при общении?
- С помощью чего мы общаемся – это средства.
- Предлагаю вам познакомится с ними, работая в группе.
- На ваших рабочих столах лежат форматы А3, вам нужно заполнить пропуски в схеме.
Физминутка
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело!
(проверка по эталону)
(Представление каждой группы, сравнивание с эталоном, поиск ошибок)
Первичное закрепление
- Как люди общаются? (мимикой, жестами, речь, прикосновения)
- Используются термины «речевое» и «неречевое общение»
- Чтобы лучше понять, как сочетаются средства общения, выполним упражнение «Самопрезентация». Один рассказывает о себе жестами и мимикой, другой с помощью речи. (2-3 чел.)
Самопрезентация (тренировка навыков самопрезентации, развитие речевой и неречевой компетентности)
Каждый из участников получает минуту времени для того, чтобы выступить перед группой. Выступление осуществляется в произвольной форме — это может быть устная речь, небольшая актерская роль, демонстрация каких-либо спортивных умений и т. п.
- Как вы думаете, какие средства общения наиболее эффективны в процессе общения? (вербальные и невербальные)
- Ученые считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.
- Таким образом, в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную.
- Ребят, мы справились с 3 вопросом плана?
И последний 4 пункт.
- Ребята, с кем проще общаться со сверстниками, старшими или младшими? Почему?
- Почему со сверстниками легче общаться, чем со старшими или младшими?
- Что облегчает общение с теми, кто младше вас?
- Расставьте по порядку от самого важного (1) до наименее важного (8) умения и качества, влияющие на общение : умение слушать, доброжелательность, наблюдательность, владение интересной информацией, умение выражать своё мнение, умение понять другого, напористость в доказательстве своей правоты, деликатность.
Вернемся к нашему главному вопросу урока : какую же роль играет общение в жизни и деятельности людей?
Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.
- Не зря ученые считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру.
Итак, ребята мы с вами со всеми задачами справились? Все пункты плана рассмотрели? Скажите, мы достигли цели урока?
- Ребята, общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок и желаю приятного общения.
Домашнее задание: тема Общение (вопрос № 3 в классе и дома)
Перед тем, как покинуть кабинет, я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к уроку.
Фамилия Имя ___
Тема урока : ___
1. Дайте определение понятию «Общение»
Общение – это ___
___
___
2. Заполните пропуски: