Елена Демяненко
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Текст. Признаки текста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение умению определять и сравнивать языковые единицы : звук, слово, предложение, текст и различать текст и не текст.
развитие умений выделять признаки текста и отличать текст от набора предложений, развитию у детей орфографическую зоркость; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;
воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
. Актуализация знаний.
4 3
Публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе, Тема „Текст, Признаки текста“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Организационный момент (обратить внимание на посадку)
(Позитивный настрой – ЗСТ)
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
И давайте мы глазами
Пожелаем друг другу успехов.
Проверим готовность к уроку
Лёгкий или трудный урок русского языка? Почему?
Зачем нужно изучать русский язык?
2. Сегодня на уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Вы готовы к этому?
Рассмотрите задание, которое вам надо выполнить.
Задание:
1. Рассмотрите таблицу.
2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.
3. Составьте из этих букв слово.
В В В Т В В В
Х Е Х Х Х Х Х
А А К А А А А
Н Н Н Н Н С Н
Д Д Д Т Д Д Д
Какое слово получилось?
3. (ФИЗМИНУТКА. Пальчиковая гимнастика. ЗСТ)
4. Минутка красивого письма. Запишите получившееся слово в клетках в тетрадь.
На доске: текст
–какое задание надо выполнить?
- Какую задачу мы поставим перед собой на минутке красивого письма?
– А сейчас обратите внимание на соединение этих букв. При выполнении задания будьте внимательны. Чтобы красиво написать, о чём мы должны помнить?
– Сели правильно. Проверяем положение тетради на парте (наклон). (ЗСТ)
– Выполните задание.
– Сравните, что вы написали, с моим образцом.
Если вы считаете, что вы справились, поставьте +.
Молодцы, все старались писать красиво и аккуратно. Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания, формулирование правила (определения).
1 3 1
1. Постановка проблемного вопроса
– Прочитайте, какое слово мы с вами записали на минутке красивого письма еще раз.
– Вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке русского языка?
(На слайде №1) слово «текст»
Что означает это слово?
- Какой вопрос возникает?
На какие вопросы нужно будет ответить? Давайте запишем план урока (после обсуждения высвечивается на слайде №2) :
– Что такое текст.
– Какие признаки есть у текста.
– Как отличить текст от не текста.
– Какие бывают тексты.
- Чему мы будем продолжать учиться? Какое умение формировали?
2. Введение нового понятия
Организовать «открытие» детьми нового знания:
- А где мы можем узнать, что такое "текст"?
–А ещё можно подумать самим.
Мы не раз сочиняли с вами сказки, рассказы, загадки. Вы не раз слышали слово «текст».
Что же такое текст?
2 3 1 6
3. Выполнение задания
– Ребята, сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу.
(Слайд№3)
- Прочитайте и сравните две записи.
а) Около дома росла маленькая яблонька.
б) Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
- Как по- вашему, можно ли одно предложение назвать текстом?
- Сколько в тексте должно быть предложений?
- Что такое текст?
Вывод: Это какая-то история. Это – несколько предложений.
- О чём рассказывается в тексте?
-Прочитайте предложение, с которого начинается текст.
- Что произошло дальше?
- Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте его.
- Что произошло дальше?
- Кто пришёл на помощь яблоньке?
- Как он это сделал? - Прочитайте предложения, из которых вы узнали об этом.
- Чем всё закончилось?
- Любые ли предложения составляют текст?
4. Физминутка СУС. Показывает учитель, а ребята делают.
5. Различение текста и не текста. Лингвистический эксперимент.
- Итак, мы сказали, что «текст – это два или несколько предложений». Как вы думаете, любую ли группу предложений можно назвать текстом?
-Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома. А вторую я вам зачитаю. (Слайд №4)
в) Около дома росла маленькая яблонька. Яблонька была спасена. Он стал крутить и ломать деревце. Мальчик подвязал яблоньку. Поднялся сильный ветер. Саша принёс колья.
- Можно ли их назвать текстом?
В каком случае несколько предложений будут текстом?
- Итак, из чего же состоит текст?
– Опираясь на наш эксперимент (опыт, сформулируйте ещё один признак текста.
Вывод.
Предложения в тексте должны быть расположены в определённом порядке.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
6. Сравните свой вывод с правилом в учебнике в рубрике “Тайны языка”.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
I. Развитие умений – применение знания. 1 3 3 1 Постановка задачи
– Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок? Почему? Тогда, что мы должны сейчас делать?
1. Упр. 30 и 29. Самостоятельная работа в парах.
Какая задача стоит перед вами? (Определить, где текст, а где не текст. Объяснить почему).
2. Орфографическая работа.
3. Физминутка для глаз (ЗСТ) в позиции стоя.
4. Запись текста, взаимопроверка. (Учитель следит за посадкой детей) Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Рефлексия
4 4
1. Оценка работы учащихся. "Волшебная лестница знаний". Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание.
Вернёмся к началу урока.
- На какой вопрос мы должны были ответить?
- Сможете ли вы сейчас сказать, что такое "текст"? Учитель начинает говорить правило, а ученики продолжают его (используется сенсорно-поисковый тренажор. Ответы записаны в разных сторонах доски)
– Убедитесь в правильности своего ответа, выполнив задание №1 (Тема 3) Блиц-опрос по теме «Признаки текста»(в «Рабочей тетради», 2-й кл. Проверьте себя с помощью ключа на слайде.)
– Прочитайте тот отрывок, который можно назвать текстом (ребята поворачиваются к читающему ученику, сменность положения) ЗСТ
– Докажите, что три других варианта нельзя назвать текстами :
1) предложения не связаны, между ними нет порядка, поэтому трудно понять, о чём говорится;
2) только одно предложение;
3) 1-е и 2-е предложения – о пингвинах, а последнее – о морже, т. е. они совершенно не связаны друг с другом.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
Домашнее задание «Рабочая тетрадь», тема 3, задание №2.