Екатерина Нестеренко
Конспект занятия «Только трудом держится дом (по сказке «Заюшкина избушка»)»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Продолжать формировать понимание нравственных эталонов и различение духовно-нравственных категорий: добро - зло, мудрость – хитрость и др. ; на примере сказки учить детей мудрости и ос-мотрительности в своих поступках.
Материал к занятию :
Иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»
Шапочки для детей с изображениями героев сказки
Публикация «Конспект занятия „Только трудом держится дом (по сказке „Заюшкина избушка“)“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте дорогие ребята, сегодня я хочу вам прочитать сказку, которая называется «Зающкина избушка». Садитесь поудобнее, спинки выпрямите, и слушайте внимательно.
Заюшкина избушка
Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
- Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!
- Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
- Пусти меня, заюшка, на крылечко.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса опять просит:
- Пусти меня, заюшка, в избушку.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась, заяц пустил ее и в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик - на печи.
На четвертый день лиса опять просит:
- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса, да и выпросила - пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать :
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы обтирает. Бегут мимо собаки:
- Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - мы ее выгоним.
- Нет, не выгоните!
- Нет, выгоним!
Пошли к избушке.
- Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
- О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:
- Уыыы. Уыыы. Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
- О чем ты, заинька, плачешь?
- Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал :
- Рррр. ррр. Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.
Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
Пошел петух к избушке :
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
- Одеваюсь.
Петух опять:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит:
- Шубу надеваю.
Петух в третий раз:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.
Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки
Педагог: Кто из героев сказки вам понравился? Почему?
• Каким можно назвать зайца из этой сказки? Найдите подходящие для него слова: гостеприимный, неосторожный, хитрый, неосмотрительный, беззащитный, злой, добрый.
(По мере необходимости воспитатель помогает детям объяснить значение слов)
• А какой вам кажется лиса из этой сказки : добрая, хитрая, коварная, неблагодарная, злая.
(По мере необходимости воспитатель помогает детям объяснить значение слов)
• Доброе ли, хорошее ли дело сделал зайчик, пустив бездомную лису к себе в дом?
• Почему же он тогда плакал, если сделал доброе дело?
Лиса оказалась неблагодарной, злой. Выгнала зайчика из дома. Но ведь дом был его, он был хозяином и мог настоять на своём, оставить лису в из-бушке на лавочке и не пускать дальше, чтобы самому не остаться бездом-ным. Но он оказался трусишкой. Есть такая поговорка: «Все делай с рассуждением». Вот и заюшке надо было бы подумать, порассуждать, перед тем, как пускать лису дальше и дальше в свою избушку. Даже добро надо делать с рассуждением.
• А для лисы подошла бы другая поговорка: «На чужой каравай, рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай». Лиса захотела отобрать избушку у зайчика, потому что её ледяная изба растаяла. Но разве можно хотеть забрать чужое? Нужно было строить себе крепкую избушку, а не «разевать рот» начужую. Нужно быть благодарным к тому, кто тебе помог. А лиса какая? (Неблагодарная)
• Нашлись ли у зайчика защитники, помощники, которые выгнали неблагодарную лису из заюшкиной избушки? Кто это был?
• У кого из них это получилось помочь зайчику?
• Что же победило в сказке : добро или зло?
• Верно, в сказке победило добро. И в жизни надо стремиться всегда поступать так, чтобы побеждало добро. А Господь всегда помогает добрым.
Драматизация сказки.
Педагог:А теперь давайте поиграем в эту сказку. Наденем маски её героев. Назовите мне их.
Дети перечисляют, воспитатель раздаёт маски
Заюшкина избушка
Видео
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.
Пришла весна-красна, у лисы избёнка расстаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!
Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу - собака:
- Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала!
- Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избёнке, собака забрехала:
- Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему навстречу - медведь:
- О чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала!
- Не плачь! Я твоему горю помогу!
- Нет, не поможешь! Собака гнала - не выгнала и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню!
- Подошли они к избёнке, медведь как закричит:
- Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идёт опять зайчик, ему навстречу бык:
- Му-у-у-у! Что, зайчик, плачешь?
-Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
- Му-у-у! Пойдём, я твоему горю помогу!
- Нет, бык, не поможешь! Собака гнала- не выгнала, медведь гнал - не выгнал и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню!
Подошли они к избёнке, бык как заревел:
- Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Бык испугался и убежал.
Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. E му навстречу - петух с косой:
- Куд-ку-да! O чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
- Пойдём, я твоему горю помогу!
- Нет, петух, не поможешь! Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню!
Подошли они к избёнке, петух лапками затопал, крыльями забил:
- Кукареку-у! Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!
Поди, лиса, вон!
- Обуваюсь!
Петух опять:
- Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит: "Одеваюсь!"
Петух в третий раз:
- Кукареку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах.
Лиса без памяти выбежала, петух взмахнул косой - её и след простыл!
И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.