Черепанова Eлена
Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр – волшебный край,
в котором ребёнок радуется,
играя,
а в игре он познаёт мир»,
С. И. Мерзлякова
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений у детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи работы:
1. повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения методических объединений и мероприятий и т. д. ;
Публикация «Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
2. изучить роль театрализованных игр в социально - коммуникативном развитии детей дошкольного возраста;
3. повысить уровень коммуникативных умений, развитие воображения воспитанников;
4. повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы
Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.
Умение вступать в диалог, поддерживать его, принимать мнение другого, видеть партнёра – эти способности развиваем у детей уже в дошкольном возрасте. Проблемы, встречающиеся у детей в нашей группе :
• низкий уровень социально-личностного развития;
• недостаточная инициативность в общении, - предпочтение пассивных ролей;
• неумение улаживать конфликты;
• недостаточное владение адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализация позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения и неуверенностью в себе.
Поэтому выбор темы по самообразованию продиктован большими возможности театрализованных игр в формировании коммуникативных навыков детей.
Для развития коммуникативных качеств детей средствами театрального искусства необходимо решать следующие задачи:
- Развивать социально-коммуникативные и творческие способности детей через театрализованную деятельность;
- Способствовать развитию навыков свободного общения в процессе театрализованной деятельности;
- Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;
- Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать не большие отрывки из народных сказок.
Для того чтобы добиться определенных успехов в коммуникативном развитии посредством театрализованной деятельности нужно учитывать возрастные психофизические особенности младших дошкольников такие как :
• кратковременность эмоциональных реакций;
• непосредственность выражения эмоций;
• неустойчивость эмоциональных состояний;
• лабильность эмоций;
• интенсивность эмоциональных состояний;
• низкий уровень способности адекватно воспринимать эмоции других людей;
отсутствие навыков эмоционального самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний.
Ожидаемый результат:
• Повышен собственный профессиональный уровень знаний в вопросах формирования коммуникативных умений воспитанников;
• сформирован уровень необходимых коммуникативных умений воспитанников, имеют развитое воображение, что позволяет свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру общения;
• повышен уровень педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей.
Перспектива распространения.
Данная работа может быть применена группах младших дошкольников, так как позволяет выстроить ситуацию успеха каждого ребенка, раскрыть детскую инициативность и творчество.
Формы работы с детьми:
1. беседы;
2. игры- применение развивающих игр; использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;
3. чтение художественной литературы для развития эмоциональной сферы воспитанников;
4. праздники, развлечения, викторины;
5. непосредственно образовательная деятельность.
Методы работы с детьми:
• обустройство театрализованного уголка в группе; обогащение театральной зоны атрибутами, различными видами театров, костюмами.
• организация тематических мероприятий (праздники, утренники,, конкурсы);
• чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
План работы
Месяц Приобщение к художественной литературе Формирование коммуникативных умений и развития воображения Театрализованная деятельность
Сентябрь Чтение и беседы о культуре общения, чтение сказок, присмотр мультфильмов Дидактические игры, коллективные игры на развитие коммуникативных умений Режиссерские игры с игрушкой
Октябрь Чтение стихотворений, небылиц, песенки, потешки, чтение сказок Словесные игры на развитие воображения Игры с пальчиковым театром
Ноябрь Проговаривание чистоговорок, скороговорок, чтение сказок Подвижные игры, коллективные игры на развитие коммуникативных умений Игры с куклами бибабо
Декабрь Чтение рассказов, небылиц, песенки, потешки Настольно - печатные игры, словесные игры на развитие воображения Игры на развитие жестов, мимики, эмоций
Январь Чтение сказок, заучивание стихотворений Коллективные игры на развитие коммуникативных умений Игры - пантомимы
Февраль Просмотр мультфильмов, чтение рассказов, басен Сюжетно – ролевые игры, словесные игры на развитие воображения Разыгрывание этюдов
Март Прослушивание аудиозаписей, чтение рассказов, сказок Сюжетно – ролевые игры, словесные игры на развитие воображения Режиссерские игры с игрушкой
апрель Просмотр презентаций, чтение рассказов и сказок Коллективные игры на развитие коммуникативных умений Театрализованные представления для младших воспитанников
Май Развлекательный досуг : «в гостях у сказки»
Коллективные игры на развитие коммуникативных умений Театрализованное представление