Айнур Сададдиновна
Конспект занятия «Согласные звуки [С], [С’], буквы С, с»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с
Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [с], [с’], буквами С, с, развития речи
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Знать особенности артикуляции звуков [с], [с’]; владеть навыками слогового чтения с буквой С. Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Осуществлять наблюдение над родственными словами
Личностные результаты Проявлять положительное отношение и интерес к природе
Публикация «Конспект занятия „Согласные звуки [С], [С’], буквы С, с“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: планировать решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: общеучебные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризовать согласные звуки [с], [с’].
Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования
Основное содержание темы, понятия и термины Согласные звуки [с], [с’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы С, с; предложение, знаки препинания, родственные слова
Образовательные ресурсы Презентация.
Ход урока
Этапы урока Номер слайд Деятельность учителя Деятельность учащихся Индивидуальная работа
Осуществляемые
действия Формируемые
умения
1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Приветствие учащихся.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка – Как воздух выходит из шарика? – С-с-с Готовят артикуляционный аппарат к чтению
III. Постановка учебной задачи – Какой звук вы произнесли?
–Что будем учиться делать? – С-с-с.
Слушают учителя Принимают учебную задачу
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с’] (учебник, с. 45) СЛАЙД 3
СЛАЙД 4-5
СЛАЙД 6 -К кому отправляемся в гости?
– Кто изображен на рисунках?
-Выполним слого-звуковой анализ слова.
– Охарактеризуйте звук [с].
– Сколько героев приветст-вуют нас?
-Выполним слого-звуковой анализ слова семь.
– Охарактеризуйте звук [с].
-Что узнали про звуки [с], [с]?
Рассматривают рисунки.
– Смешарики.
Выполняют слого-звуковой анализ слов.
В слове лес твердый звук [с], в слове лось мягкий звук [с’].
–Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду Выполняют слого-звук-вой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. Слышат и различают звуки [с], [с’] в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных
на схемах-моделях
2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий» СЛАЙД 7 – Назовите слова, в которых слышите твердый согласный [с],
– Назовите слова, в которых слышите мягкий звук [с’].
Называют слова,если слышат твердый согласный [с], потом если слышат мягкий звук [с’] Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах
3. Знакомство с буквой С СЛАЙД 8-9
СЛАЙД 10 -Какой буквой обозначим зву-ки [с], [с]?
-Что можете рассказать Совунье про букву С?
– На что похожа буква С?
Шел конь,
Подковами звеня.
Как буква С
Следы коня.
-Посмотрите, где на ленте букв живет С. Находят букву С
на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Распознают букву С на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки
Физкультминутка «СТРОИТЕЛИ»
– А теперь представьте себя строителями.
– У вас ведро краски в руках, поднимаем его вверх. Опускаем вниз «Поднимают ведро с краской» (напряжение) и «опускают его» (расслабление) Осуществляют профилактику утомления
4. Чтение слогов
и слов. Составление предложений (учебник, с. 45) СЛОГИ 11-16
СЛАЙД 17
СЛАЙД 18
– Прочитайте слоги-слияния нам поможет пчелка.
– Посмотрите на слова. Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая верти-кальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным.
– Обратите внимание на пары слов, сравните их: осина – осины; сосна – сосны.
– Что заметили?
– Одно – единственное число; много – множественное число
– Придумайте с этими словами предложения.
– Прочитай текст. Продолжите рассказ вместе с Лосяшем.
Хором читают слоги.
Слушают объяснение учителя и смотрят на слова.
– Одна – много
Придумывают предложения со словами осина, осины; сосна, сосны.
– Нина у осины. Инна у сосны.
– Ау, Ни-на! Ау! Соотносят новые звуки и букву С, их обозначающую; делают вывод о том, что звуки [с], [с’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдают работу буквы гласного как показателя твёрдости предшест-вующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшест-вующего согласного звука (буква и).
Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдают над изменением формы слова
5. Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Бунина «Русь» (учебник, с. 45). Дифференцирован-ное задание – Прочитайте стихотворение.
– Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»?
– В какое время года лес «…лиловый, золотой, багряный»?
Читают стихотворение, отвечают на вопросы, заучивают наизусть стихотворение Понимают смысл читаемого стихотворения; привлекают имеющиеся знания из собственного опыта. Выразительно читают стихотворение
Физкультминутка Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились
Ниже опустились.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. Выполняют движения по тексту под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке
6. Работа с пословицами (учебник, с. 44) – Как вы понимаете смысл пословицы: «Старый друг лучше новых двух»? Отвечают на вопрос учителя Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение
7. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 44) СЛАЙД 19 – Что изображено на картинке? Расскажите.
– Назовите слова со звуками
[а], [о], [ы], [и], [у], [н], [н’].
– Какие деревья растут в лесу?
– Что девочки делают в лесу?
– Что с ними случилось?
– Прочитайте предложения Рассматривают картинку, рассказывают по ней, отвечают на вопросы, называют слова с названными звуками; перечисляют известные деревья.
– Нина! Ау! Ау! Составляют рассказ
по сюжетной картинке. Привлекают информацию, полученную ранее из собственного наблюдения, жизненного опыта. Читают предложения, соблюдая интонацию
8. Отгадывание загадок. Дифференцирован-ное задание – Отгадайте загадку:
Зимой и летом одним цветом.
– Что вместо листьев у этих деревьев?
– Как называются такие деревья?
– Сосна, ель.
– Хвоя.
– Хвойные Анализируют загадку, устанавливают причинно-следственные связи; привлекают имеющиеся знания из собственных наблюдений
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа с пословицами (учебник, с. 44) – Найдите в пословицах буквы С. Сколько их?
– Почему так говорят. ?
– В какой части слова стоят буквы С? Находят буквы, считают.
– В начале и в середине слов Осуществляют взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой С в тексте пословиц. Объясняют смысл пословиц
9. Работа с «лентой букв» СЛАЙД 20 – Где на «ленте букв» распо-ложена буква С? Почему? – На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буквы Определяют место изученной буквы на «ленте букв»
VI. Рефлексивно-оценочный – Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему? Отвечают на вопросы учителя Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? урока. Оценивают свою работу на уроке