Анна Башмакова
Конспект логопедического занятия «Гласные звуки и Буквы А, У, И, О». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логопедического занятия
по формированию фонетической стороны речи и подготовке к обучению грамоте
в старшей логопедической группе
Тема: ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ А, У, И, О.
Цели:
- закреплять представления детей о правильной артикуляции звуков А,О,У,И, о различии понятий звук – буква;
-учить выделять гласный звук в начале слова, выделять слова с заданным гласным звуком в стихах и рассказе;
- продолжать учить детей анализу и синтезу звукосочетаний из трех гласных типа АОУ;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Гласные звуки и Буквы А, У, И, О“, Старшая группа» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- учить читать буквы, короткие слова-междометья;
- развивать мелкую моторику, учить обводить буквы по контуру.
Средства обучения:
Телевизор с подключенным к нему ноутбуком (формат презентации, наборы карточек зрительных символов звуков, таблица для чтения сочетаний букв, буквы, листы с контурами букв для обводки, красные карандаши.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Дети входят в кабинет и останавливаются около столов.
-Дыхательная гимнастика (Вдох через нос, выдох через рот с пропеванием гласной)
-За столы вы сядете тогда, когда выполните мои задания: надо повторить три похожих слова, я произнесу их только один раз, а вы должны запомнить. Каждому ребенку своя тройка слов (дом-сом-ком; зима-сила-кит; он-ох-ой; ам-ах-ай; дуб-лужа-кубик; осы-овцы-косы).
II. Основной этап.
1. Характеристика гласных звуков А, О, У, И по акустическим и артикуляционным признакам.
- Какие звуки мы с вами уже изучали? (А О У И)
- Чем похожи эти звуки? Какие они? (Гласные).
- А какие звуки мы называем гласными? (их можно долго тянуть, петь без преграды, с голосом, рот всегда стремится быть открытым)
- Давайте выразительно скажем каждый из этих звуков и тогда вы увидите картинку для каждого звука (Дети произносят звуки эмоционально повторяя за логопедом:
И-и-и – мальчик катится с горы (на экране появляется картинка)
А-а-а – девочка удивилась (на экране появляется картинка)
О-о-о – медвежонок стонет – лапка болит (на экране появляется картинка)
У-у-у – мальчик злится и показывает кулак (на экране появляется картинка)
2. Ребята, мы с вами уже говорили, что когда мы говорим эти звуки наш рот, губы, выглядят по-разному для каждого звука (дети видят картинку с соответствующей артикуляцией на экране и произносят звук, угадывая по этой артикуляции – обсуждение артикуляции: какой это звук, что делают губы)
3. Ребята, вы помните, что у каждого из этих звуков есть своя буква. Давайте их вспомним. (На экране по две картинки: буква и артикуляция соответствующая этой букве). Обговариваем, на что похожа каждая буква, из каких деталей состоит.
А чем отличаются буква и звук? (вспоминаем правило: буквы мы видим, а звуки слышим и произносим)
4. Детям выдаются наборы карточек зрительных символов звуков.
Логопед произносит раздельно, затем слитно сочетание из трех гласных, а дети анализируют и выкладывают карточки в соответствии с произнесенным сочетанием. Затем каждого ребенка логопед просит поменять карточки местами по желанию и прочитать их.
5. На экране поочередно появляются картинки (ослик, ухо, арбуз, иголка, осень, улитка, а дети называют их и определяют 1ый звук в слове. Также по своей картинке каждый ребенок отвечает на два вопроса (падежи):
Ослик: На ком можно кататься? Кому дадим сено?
Улитка: Кого можно держать на руке? У кого домик на спине?
Арбуз: Что похоже по форме на мяч? Чего нет на севере? (не растет)
Иголка: Чем можно уколоться? Что дать швее для работы?
Осень: Когда опадают листья? О чем вы учите песенки на музыкальном занятии?
Ухо: Во что вставляют наушники? (в уши) Куда убирают распущенные длинные волосы, если они мешают (за ухо)
6. Логопед читает рассказ:
Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали очень маленького окуня и видели облако, похожее на ослика.
Детям предлагается отобрать слова, начинающиеся на звук О.
7. Физминутка
Логопед просит изобразить:
Боксеров: АХ-АХ-АХ мы поборем страх (три хлопка, движения руками как при боксе)
Старичков: ОХ-ОХ-ОХ что-то я стал плох (руки к щекам, рукой дотронуться до поясницы)
Детей на поляне: УХ-УХ-УХ очень много мух (махи руками над головой)
Детей, играющих в прятки: ИХ-ИХ-ИХ я спрятался, затих.
8. Логопед предлагает детям выбрать из коротких стишков слова со звуком И
Ива, ивушка моя!
Кто скажи, твои друзья?
Индюки сошлись у ивы:
«Ишь, как мы с тобой красивы!»
Иголка и нитка –
Большие дружки.
И вот получились какие стежки!
9. Чтение сочетаний букв АУ, ИА, ИО, УИА, АИУ, ОИА, АИО.
Выкладывание букв перед собой в соответствии с услышанным сочетанием.
10. Печатание букв А, И, О, У по пунктирным контурам (обводка)
Дополнительные задания
для окончания занятия (по выбору педагога и в соответствии с располагаемым временем):
11. На экране перед детьми набор картинок. Надо выбрать слово с заданным звуком в начале. (А И О У)
12. Дидактическое упражнение «хлопни в ладошки». Логопед предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук.
13. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):
Аня, август, осень, апельсин.
Оля, овощи, уши, окна.
Ира, ива, инна, утка.
Усики, утка, осень, ушки.
14. Похлопай в ладоши в соответствии со схемами.
00-0 два хлопка, пауза, один хлопок
000-0 три хлопка, пауза, один хлопок
00-00 два хлопка, пауза, два хлопка
Итог занятия, оценка деятельности детей
Учитель-логопед
Башмакова Анна Анатольевна