Эльмира Агамирзоева
Проект «Социальное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды деятельности
Тема: «Социальное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами художественно- творческой деятельности и песочной терапии»
Тип проекта : познавательно-информационный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
База для реализации плана : I младшая группа.
Участники : педагоги, воспитанники
Разработала: Агамирзоева Э. Ш.
Сроки реализации : сентябрь- август.
Публикация «Проект „Социальное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественное развитие.
Интеграция в образовательные области: речевое развитее, художественно-эстетическое развитие, эмоциональное развитие, физическое развитие.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст- один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения.
Немаловажную роль при этом играет эмоционально- личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе.
Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно.
Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.
Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, ,освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. И наступает момент, когда я могу заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка- быть здоровым, эмоционально благополучным.
2 Цели и задачи:
Цель проекта :
Главная цель художественно-творческой деятельности и песочной терапии– не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.
Задачами программы являются:
1. Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
2. Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.
3. Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь.
4. Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.
Часть 1. Вводная
Цель – настраиваю детей на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая
Основные цели: подвожу итог занятия, создаю у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепляю положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
5. Ожидаемые результаты.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит мне:
1. Стабилизировать положительную динамику состояния эмоционального благополучия детей : они должны стать более коммуникативными, у них должно отсутствовать чувство тревожности, незащищенности, конфликтность.
2. У детей разовьются творческие способности.
3. В детском саду создастся благоприятный психологический климат.
6. Оборудование для песочной терапии:
Водонепроницаемый деревянный ящик
Песок промытый, прокаленный
Лопатки
Миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые)
Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)
Камешки
Бусинки
Пуговки
Кисточки
Набор мелкой посуды
Палочки
Веточки
Учебно-тематический план реализации проекта «Социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами художественно- творческой деятельности и песочной терапии».
Месяц Тема Задачи Время, мин
Сентябрь «Здравствуй песок» Знакомство с песком. Свойства песка. 10
«Еда для курочки» Развитие мелкой моторики, воображения и творческого мышления.
Умение рисовать точки - зернышки и волнистые короткие или прямые линии. 10
Октябрь «Дорожка» Умение проводить прямые горизонтальные линии. Дать понятие один- много 10
«Горы» Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 10
Ноябрь Бабочка Развитие мелкой моторики 10
Заборчик Умение проводить прямые линии одним пальцем или ребром ладони в одном направлении 10
Декабрь Снежки большие и маленькие Умение рисовать предметы круглой формы. Закреплять понятие один много 10
Елочка нарядная Учить передавать в рисовании ладошкой образ елки, располагать изображении по всему полотну стола, украшать елочку мелкими игрушками. 10
Январь Осьминожки Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками или отпечаток ладошкой. 10
Колеса для машин Развивать умения детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая палец от песочницы. 10
Февраль Снеговик Учить рисовать предметы круглой формы способами втирания кулачком 10
Самолет Рисование способом втирания кулачком, пальцем ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать количество предметом (много-мало) 10
Март
Бусы для мамы Учить рисовать точки -бусинки друг за другом на ниточке. Создать радостное настроение – «подарить мамочке бусы» 10
Цветы для мамы Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони. Продолжать учить различать количество предметов (один-много) 10
Апрель
Следы Продолжить учить рисовать ладошкой или пальцем, ритмично наносить отпечатки на песок, располагать их на песке определенной последовательности, формировать правильную позу при рисовании. 10
Птенчики и гнездышки Развивать умение насыпать песок из кулачка горкой и втирать указательным пальцем донышко гнезда (во внутрь посадить фигурку птички) 10
Май
Мячики Втирание указательным пальцем кругов разных размером – мячики.
Уметь сравнивать предметы. 10
Игры по замыслу Развитие воображения, мелкой моторики и творческого мышления. Положительный эмоциональный настрой. 10
Июнь
Дорожка для колобка Умение проводить прямые, круговые и горизонтальные линии. Дать понятие один-много. 10
Травка на лугу Учить рисовать короткие отрывистые штрихи указательным пальцем 10
Июль
Угадай, что спрятано в песке? развивать умение представлять предметы по их словесному описанию 10
Песочный домик учить строить из песка, развивать речь, воображение 10
Август Игра с игрушками развивать воображение, логическое мышление, фантазию 10
Найди клад упражнять детей в ориентировке на «песочном листке» 10
Список литературы:
М. Н. Заостровцева «Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников»
Журнал «Дошкольник» 2011 № 7
Журналы «Дошкольная педагогика» 2008г. №3, 5, 2011 г. №4,5.
Н. В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ: технология разработка и описания»
С. Д. Сажина «Составление рабочих учебных программ для ДОУ»