Елена Бабакова
Конспект к занятию обучение грамоте в старшей группе детского сада «Словообразовательная роль ударения в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
тема: Словообразовательная роль ударения в словах.
Конспект к занятию обучение грамоте в старшей группе детского сада.
Воспитатель: Бабакова Е. П.
Цель: познакомить со словоразличительной ролью ударения;
Задачи:
Публикация «Конспект к занятию обучение грамоте в старшей группе детского сада „Словообразовательная роль ударения в словах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Ударение, ударные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
1. Продолжать обучение звуковому анализу слова, умению различать гласные, твердые мягкие согласные звуки;
2. Учить вычленять словесное ударение и определять его место в слове;
3. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
Демонстрационный материал: картинка к слову мука, магнитные фишки.
Раздаточный материал: коробочки со схемами для звукового анализа слова.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
- Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся.
Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.
- А какое у нас сейчас будет занятие?
Дети: Знакомство с буквой.
- А что такое буква?
Дети: Букву мы пишем и видим.
Звуки?
Дети: Звуки мы слышим и произносим.
Давайте вспомним, какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Какие звуки мы называем согласными.
Дети: Звуки, которые при произнесении на пути встречают преграды.
- Какие звуки мы называем гласными?
Дети: Звуки, которые, при произнесении, на пути не встречают преград.
- Послушайте, ребята, звуки и дайте им характеристику. М,Н,Т,Кь
Дети: М,Н,Т – согласные, твердые, синие,
Кь – согласный, мягкий, зеленый.
Назовите слово с мягким звуком Кь (кепка, Никита, руки, носки)
- Послушайте эти звуки: А,О,У,Ы.
Дети: Гласные, красные.
Какие бывают гласные?
Дети: Ударные и безударные.
2. Звуковой анализ слова мука.
- Отгадайте загадку:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
(мука)
Выложите у себя на столе с помощью фишек слово мука.
- К доске выйдет Полина и выложит с помощью фишек это слово на доске. (После Прохор разбирает это слово у доски. Затем, поочередно, вызываю троих детей.)
- Какие гласные звуки в слове мука?
Дети: «У», «А».
Физминутка «Алфавит».
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала,
(Приседания.)
Превратилась в букву Ш.
Школьник был, конечно, рад:
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
- Послушайте, как я скажу слово, чтобы вы в нем услышали ударный гласный звук? – мука. Кто это слово скажет также, чтобы мы услышали ударный гласный звук?
-Какой ударный звук мыслышим?
«Мукаа», ударный гласный звук «а».
-Поставим над ударным гласным звуком маленькую черную фишку.
-А если переставим фишку на звук «у». Прочитайте какое слово получилось с новым ударением – «муука».
(Если дети затрудняются, помогаю: произношу слово сама, а дети повторяют за мной).
-Что получилось с новым ударением - «муука»,какое слово?
Дети: Так говорят тогда, когда кто-нибудь мучится.
- Послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как девочка Нина лепила из глины пирожки:
Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мука, а мука –
Поварам наука.
- Обратите внимание ребята, что от смены ударения изменился смысл слова. Ударение нам также помогает различать смысл слова («Мукаа», «муука»).
3. Игра «Назови слова со звуком «Нь» (нитки, няня, Нюра, несет, конь, затем со звуком «Н» (нос, ножницы, носос, лента). За каждое правильно названное слово ребенок получает звезду. В конце игры определяется победитель по количеству звезд.
4. Итог. Как называется наше занятие? Что мы сегодня с вами делали? Что понравилось?