Шабан Олеся
Конспект исследовательской НОД по изучению свойств шоколада «Шоколадное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать знания, умения, навыки самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, способствующей творческому развитию ребенка, путем интеграции образовательных областей.
Задачи:
Образовательные:
Обогатить знания детей о шоколаде, его свойствах.
Познакомить с нетрадиционным способом рисования шоколадом. Учить создавать креативные продукты собственной деятельности.
Публикация «Конспект исследовательской НОД по изучению свойств шоколада „Шоколадное путешествие“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Темочки
Помочь детям овладеть техническими навыками при работе в нетрадиционной технике рисования шоколадом.
Развивающие:
Развивать готовность к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Развивать точные движения руки в процессе рисования, мелкую моторику рук, координацию движений, пространственное воображение, зрительное восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, уверенность, целеустремленность, доброжелательность и отзывчивость.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
(Слайд 1 – Группа детского сада.)
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я вам предлагаю отправиться в волшебную страну, а в какую вы угадаете по запаху. Закройте глаза.
Проношу шкатулку с ароматом шоколада.
Педагог: Открывайте глаза! Какой аромат вы почувствовали?
Дети: Аромат шоколада.
Педагог: В какую страну мы с вами отправимся?
Дети: Шоколадную.
Педагог: Правильно! Я буду шоколадной феей. Произнесем волшебные слова: «Вокруг себя обернись, в шоколадной стране окажись!»
Все произносят слова, поворачиваются вокруг себя. (Слайд 2 – Звучит «волшебная музыка», автоматический переход на Слайд 3 – Шоколадное королевство)
На полу подушки, стилизованные под шоколад, для педагога низкий табурет с такой же подушкой.
Педагог: Чудеса начались! Присаживайтесь ребята. Все присаживаются на подушки.
Педагог: Кто ответит, плитки шоколада растут на дереве? (Слайд 4.1 - дерево, на котором растут шоколадки в обертках.)
Ответы детей (Нет, шоколад покупают в магазине)
Педагог: Все правильно. Вы знаете, из чего делают шоколад?
Дети
Нет
Да
Педагог
Я вам сейчас расскажу об этом.
Здорово, будете моими помощниками!
Педагог: (Слайд 4.2 - появляется шоколадное дерево.) Шоколад получают из плодов шоколадного дерева.
Шоколадное дерево, ещё его называют дерево какао, (Слайд 5 – карта Мира, цветом выделены места произрастания дерева и Россия) растёт на побережье Мексики, в тропических лесах Центральной и Южной Америки. Смотрите, как это далеко от нас!
- На шоколадном дереве сначала распускаются цветы. (Слайды 6.1 – 6.9)
- Потом завязываются плоды.
- Постепенно они созревают.
- Зрелые плоды срезают.
- Разрезают пополам и достают мякоть с семенами какао - бобов.
- Какао-бобы сушат.
- Сортируют и упаковывают в мешки.
- Потом на фабриках их перемалывают в какао порошок.
- А уже из него, готовят разный шоколад.
Педагог: Какие же плоды используют для изготовления шоколада?
Дети: Плоды какао.
Педагог: Как называется дерево, на котором они растут?
Дети: Шоколадное дерево, или дерево какао.
Педагог: Итак, мы узнали, из чего делают шоколад.
Педагог: Давайте уберем подушки в сторону. Я приглашаю вас в Шоколадную лабораторию. Чтобы познакомиться со свойствами шоколада. (Слайд 7)
Наденьте фартуки. Застегните их. Помогите друг другу.
Посмотрите на эмблему на фартуке и разделитесь на 2 команды. У кого изображен молочный шоколад – проходите к первому столу, у кого черный – ко 2 столу.
Опыт 1. Свойства какао
Педагог: Обратите внимание на емкость с порошком. Как вы думаете, что это?
Дети: Какао порошок.
Педагог: Какого он цвета?
Дети: Коричневого, шоколадного.
Педагог: Теперь потрогайте стаканы с водой. У вас какая вода в стаканах? Ответы детей. А у вас какая вода? Ответы детей.
Команда «Молочный шоколад»
Команда «Черный шоколад»
Добавьте 1 ложку какао порошка в холодную воду.
Добавьте 1 ложку какао порошка в тёплую воду.
Вывод: Какао не растворилось, плавает на поверхности воды.
Вывод: Какао растворилось в тёплой воде, вода окрасилась в коричневый цвет.
Дети: Она окрасилась, стала коричневой, шоколадной.
Педагог: Почему?
Дети: Потому что какао порошок растворился в воде.
Педагог: Итак, первое свойство какао : Какао порошок растворяется в теплой и горячей воде и не растворяется в холодной.
Опыт 2. Свойства шоколада
Педагог: На ваших столах по 2 кусочка шоколада. Разломите каждый на две части. У всех получилось это сделать? Посмотрите внимательно на место разлома шоколада, какой он?
Ответы детей: с пузырьками, гладкий…
Педагог: В светлом молочном шоколаде присутствуют пузырьки воздуха, и называется он пористый шоколад, черный шоколад - плотный.
Положите в кувшин с водой по 1 кусочку каждого вида шоколада. Что произошло?
Дети: Черный шоколад опустился на дно, а светлый плавает на поверхности.
Педагог: Как вы думаете, почему это произошло? На что вы обратили внимание?
Вывод: В светлом молочном шоколаде есть пузырьки воздуха, благодаря которым шоколад держится на поверхности воды, а черный шоколад очень плотный, и поэтому опускается на дно.
Педагог: А как вы думаете, что будет с шоколадом, если его нагреть.
Дети: Он растечется, растопится.
Педагог: Я вам предлагаю этот опыт провести дома с родителями и убедиться в том, что он действительно тает.
Давайте вместе вспомним свойства шоколада, с которыми мы познакомились.
Дети: (Слайд 8 - выводы о свойствах шоколада.) Какао растворяется в теплой воде и окрашивает её. В воде тонет плотный шоколад и плавает на поверхности пористый. Шоколад ломается и может быть твердым и жидким.
Педагог: Молодцы, пойдемте, поиграем!
Физминутка
Текст
Действия детей
Дети стоят произвольно.
Посмотри налево, посмотри направо,
Мы с вами в стране феи шоколада!
Повороты корпуса влево, вправо. - 2 раза
Здесь растут деревья невиданной красы,
Посмотри внимательно – там висят плоды.
Ладонь ко лбу, смотреть в разные стороны.
Мы их собираем – раз, два, три.
Руки вперед, сжимать и разжимать ладони.
Как сорвал с макушки – в корзину убери!
Тянемся – срываем, в корзину убираем!
Тянемся – срываем, в корзину убираем!
Руки вверх – наклон вниз (3 раза)
Все плоды мы разложили
Хорошо все просушили.
Махи руками вверх – вниз.
Махи руками влево – вправо.
Потом сложим все в мешок
И отправим на завод.
Имитация складывания.
Шагать на месте.
Удалось нам все собрать!
Отряхнуть ладони.
Теперь можно отдыхать!
Пальцы собраны в кулак, большой палец – вверх.
Педагог: О шоколаде можно говорить бесконечно. Вы любите шоколад? Я его обожаю, особенно темный горький шоколад, потому что именно в нём находится очень много полезных веществ, которые улучшают самочувствие и настроение.
Вы когда-нибудь пробовали рисовать шоколадом? Это самое удивительное занятие!
Я вас приглашаю в Шоколадную мастерскую. (Слайд 10)
Так как мы будем работать с пищевым продуктом шоколадом, нужно убрать волосы - надеть на голову индивидуальные шапочки. Протрите руки салфетками – сначала мизинец, потом безымянный, средний, указательный и большой палец.
Сейчас мы приготовим шоколадный сюрприз для ребят из «Детского дома», чтобы их порадовать. Посмотрите, какие сюрпризы сделала я. Показать готовые шоколадные цветы.
А теперь, внимание на экран, вы увидите, как нужно рисовать шоколадом. (Видео-слайд 11)
Педагог озвучивает видео.
Педагог:
Снять черный зажим с конверта.
Держать конверт тремя пальцами, как держим карандаш.
Выдавливать шоколад толстой струйкой, не касаясь углом конверта бумаги.
Линию вести по контуру, непрерывно.
Заполнить середину цветка.
Соединить середину с лепестками по намеченным линиям.
Шоколадный цветок готов. Когда шоколад затвердеет, его можно аккуратно снять с трафарета.
В моей мастерской есть конверты с жидким шоколадом. А на ваших столах трафареты, с помощью которых мы будем рисовать цветы.
Педагог: С чего начнем рисовать?
Дети проговаривают по технологической карте. (Слайд 12)
Во время рисования включить фоновую музыку Карела Свободы «Вальс» из к/ф «Три орешка для Золушки».
Самостоятельная деятельность детей, «фея» помогает, по мере остывания шоколада в кондитерском мешке, меняет детям материал.
По завершении рисования вместе рассматривают получившиеся шоколадные сюрпризы.
Педагог: Вы молодцы, у вас получились замечательные шоколадные сюрпризы! Положите их на холодные подносы. Когда цветы затвердеют, аккуратно переложите их в подарочную коробку и подарите ребятам, чтобы их порадовать.
Педагог: Вам понравилось сегодняшнее путешествие?
Ответы детей.
Педагог: Что вы узнали нового?
Ответы детей.
Педагог: Чему новому научились?
Ответы детей.
Педагог: Что ж, подошло время возвращаться в детский сад. Снимите фартуки и шапочки. Произнесем волшебные слова и вернемся в детский сад: «Вокруг себя обернись, в детском саду окажись!» (Слайд 13)
Все произносят слова, поворачиваются вокруг себя. Включается волшебная мелодия.
Педагог: А это сюрприз для вас. До свидания, друзья!