Елена Кирюшина
Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей младшего возраста отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Публикация «Самообразование „Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
В своей работе с детьми младшего возраста я решила использовать дидактические игры с применением техники «ниткография». Рисование и выкладывание узоров кусочками шерстяных ниток это еще один из способов развития мелкой моторики.
Используя технику «Волшебные ниточки», как часть дидактических игр можно решать следующие задачи:
1. развитие мелкой моторики рук;
3. развитие зрительно-моторной координации;
4. формирование пластичности, плавности и точности движений;
5. развитие художественно-эстетического восприятия;
6. формирование способности представлять, планировать, анализировать будущий рисунок.
7. развитие творческого воображения у детей;
8. воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материалы:
Для работы нужны шерстяные нитки разного цвета толщиной от 3 до 5 мм, нарезанные на мелкие кусочки разных размеров (от 2 до 30 см). Основой для выкладывания узоров может быть любая поверхность ( в домашних условиях это: пол, стол, диван, подушка, платок, лист картона). На занятиях в детском саду можно использовать бумагу, картон, бархатную бумагу, а также отрезы ткани: лен, фетр, фланель. Для изготовления поделок: картинок, открыток рисунок лучше закрепить на клей ПВА.
Техника «Волшебные ниточки» предлагаем начинать осваивать уже в в младшей группе. Так как внимание и интерес ребенка 3-х лет быстро иссякают, игра проходит в течение пяти минут, где сюжет предлагает взрослый, а ребенок подражает движениям, выкладывая работу совместно с взрослым. К примеру, это может быть травка, лучи солнца, дождик, дорожка к домику, волны на море. Такое занятие лучше проводить индивидуально, включать в него пальчиковую гимнастику, артикуляционные упражнения, потешки, стихи и другие развивающие игры.
Этапы освоения техники:
1. Знакомство со свойствами ниточек. Идет формирование познавательной активности, развитие тактильной чувствительности рук. Вопросы-помощники для изучения: Какие ниточки на ощупь? Какого цвета?
2. Выкладывание простых элементов. Задача ребенка сделать травку для цыпленка, дорожку для машинки, дождик из тучки, волны на море. Игра проводится на листе бумаги, бархатной бумаги или на фланели. Персонажей можно нарисовать заранее, можно использовать игрушки или картонные фигурки. Создается проблемная ситуация которую ребенок должен решить, используя технологию. Например: «Цыпленок вышел погулять на улицу, пощипать травку. А где же травка? Давай поможем ему». Выкладывание может быть горизонтальным, вертикальным, свободным, т. е. разнонаправленным.
3. Выкладывание простых узоров. Ребенку предлагается выложить рисунок ниточками по контуру. Задание выполняется прямо на образце.
4. Выкладывание легких рисунков. Образцы – контурные фигуры фруктов, овощей, бабочки. Предлагаем ребенку выбрать свой способ работы: можно выложить ниточки на образец, а можно взять мелко нарезанные нитки и посыпать образец предварительно нанести клей.
5. Следующим этапом будет заполнение формы цветом, т. е. повторяя контур, мы «закрашиваем» фигуру ниточками.
Мастер – класс «Морковка для зайчика»
Существует много идей и фантазий разных поделок, где используют шерстяные нитки. В этом году у меня дети 3-х лет. Хотелось, чтобы работая, дети не испытывали трудностей. Вот и решила взять картон, шерстяные нитки, клей ПВА, кисточку.
Заранее для детей заготовила шаблон из картона. На одну из сторон наклеила прозрачный скотч. Приготовила тарелочку с мелко нарезанными шерстяными нитками разного цвета.
Начиная игру с детьми, обращаю внимание детей на картинки, где нарисован данный овощ. Задаю детям вопросы: что это? какого цвета? на что похож? Далее показываю морковку, которую сделала сама (шаблон морковки, обмотанный шерстяной ниткой оранжевого цвета). Даю детям в руки потрогать. Спрашиваю, а что не хватает у морковки? (травки). При этом обращаю внимание детей на картинки, которые находятся рядом. Предлагаю детям прищепки зеленого цвета, чтобы дети закрепили их на шаблоне.
Следующий этап игры. Рассказываю детям сказку про зайчика, который любил морковку и предлагаю детям подарить зайчику картину.
Заключительный этап. Вместе с детьми делаем картину.
Заключение
Техника «Волшебные ниточки» удобна и проста в использовании. Ее могут применять не только воспитатели, психологи, логопеды на тематических занятиях по развитию речи, рисовании, математике, но и, родители в домашних условиях, на отдыхе, в дороге и т. д. Для родителей это еще и хороший способ общения и взаимодействия с детьми, т. к. играть с «Волшебными ниточками» нравится и взрослым тоже.
Для педагогов – это отличная возможность творческого самовыражения, снятие эмоционального напряжения, профилактика эмоционального выгорания, а также поддержание педагогической компетентности и знакомство с разнообразием средств по развитию мелкой моторики.
Продукт деятельности: картотека дидактических игр с использованием техники «Волшебные ниточки».