Валентина Булатова
Дидактическая игра как средство развития связной диалогической речи детей 5–6 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Ни для кого не секрет, что неотъемлемым условием всестороннего развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития связной диалогической речи детей 5–6 лет с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Диалогическая речь не дана человеку от рождения, её осваивают так же, как и любой другой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным носителем коммуникативной культуры.
На современном этапе отмечается стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин.
Распространенным речевым расстройством у детей является общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.
Диалог для ребёнка с общим недоразвитием речи является первой школой овладения речью, школой общения, она сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развития личности.
Развитие диалогической речи детей с общим недоразвитием речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
Работа по развитию диалогической речи детей с общим недоразвитием речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка.
Тенденция к постоянному увеличению числа дошкольников с общим недоразвитием речи, влечет за собой актуализацию такой проблемы как готовность их к умению грамотно выражать свои мысли как в речи, так на письме. В специальных педагогических исследованиях, в частности, в области логопедии, вопросами разработки проблемы развития связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи занимались такие специалисты как Каше Г. А., Левина Р. Е., Ткаченко Т. А., Жукова Н. С. и другие.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста включает коррекцию речевого дефекта и развитие связной диалогической речи. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Важным моментом при подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи становится выбор методов обучения. Как показали исследования, при занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, использование игровых приемов может почти на 50% улучшить результаты коррекционно-образовательной деятельности: программный материал усваивается легче и быстрее, поддерживается работоспособность в течение всего занятия даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой.
Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее определенной способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.
Вопросы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста детально рассмотрены в работах А. М. Бородич, В. В. Гербовой, Т. Б. Филичевой и других. Н. И. Жинкин, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин определяют связную речь как высшую форму речевой деятельности, которая обуславливает уровень
речевого и умственного развития личности ребёнка. Основы методической работы по развитию связной речи дошкольников описаны в трудах Е. И. Тихеевой. Закономерностям развития связной речи детей посвящены исследования А. М. Леушиной, Э. П. Коротковой. М. М. Алексеева, В. И. Яшина изучили методы и приёмы обучения старших дошкольников связной речи. А. А. Леонтьев и другие изучали закономерности речевого развития дошкольников. Л. С. Выготский писал, что игра—основное условие развития ребёнка, при которой он может проявить способности, открывающие его зону
ближайшего развития. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селивёрстова, С. Н. Шаховой доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе.
Игры упражняют ребёнка в составление связных высказываний, развивают объяснительную речь, закрепляют и уточняют слова. В игре происходит становление личности ребёнка, его речи, мышления, моторики, произвольной памяти, формируется мастерство управлять собственным поведением. В игре дети приобретают опыт межличностных взаимоотношений, усваивают нормы и правила общения между людьми.
Для обучения дошкольников с общим недоразвитием речи через игру созданы дидактические игры. Дидактические игры дают детям познание реальности, взаимоотношений между людьми, предметов, действий. С помощью дидактических игр дети лучше усваивают навыки, которые сложно усваиваются в ежедневном общении. Дидактические игры направленны на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматического и фонетического сторон речи.