Папки-передвижки

Дидактическая игра как средство развития связной диалогической речи детей 5–6 лет с ОНР

Валентина Булатова
Дидактическая игра как средство развития связной диалогической речи детей 5–6 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Ни для кого не секрет, что неотъемлемым условием всестороннего развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития связной диалогической речи детей 5–6 лет с ОНР» размещена в разделах

Диалогическая речь не дана человеку от рождения, её осваивают так же, как и любой другой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным носителем коммуникативной культуры.

На современном этапе отмечается стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин.

Распространенным речевым расстройством у детей является общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.

Диалог для ребёнка с общим недоразвитием речи является первой школой овладения речью, школой общения, она сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развития личности.

Развитие диалогической речи детей с общим недоразвитием речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

Работа по развитию диалогической речи детей с общим недоразвитием речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка.

Тенденция к постоянному увеличению числа дошкольников с общим недоразвитием речи, влечет за собой актуализацию такой проблемы как готовность их к умению грамотно выражать свои мысли как в речи, так на письме. В специальных педагогических исследованиях, в частности, в области логопедии, вопросами разработки проблемы развития связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи занимались такие специалисты как Каше Г. А., Левина Р. Е., Ткаченко Т. А., Жукова Н. С. и другие.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста включает коррекцию речевого дефекта и развитие связной диалогической речи. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Важным моментом при подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи становится выбор методов обучения. Как показали исследования, при занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, использование игровых приемов может почти на 50% улучшить результаты коррекционно-образовательной деятельности: программный материал усваивается легче и быстрее, поддерживается работоспособность в течение всего занятия даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой.

Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее определенной способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Вопросы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста детально рассмотрены в работах А. М. Бородич, В. В. Гербовой, Т. Б. Филичевой и других. Н. И. Жинкин, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин определяют связную речь как высшую форму речевой деятельности, которая обуславливает уровень

речевого и умственного развития личности ребёнка. Основы методической работы по развитию связной речи дошкольников описаны в трудах Е. И. Тихеевой. Закономерностям развития связной речи детей посвящены исследования А. М. Леушиной, Э. П. Коротковой. М. М. Алексеева, В. И. Яшина изучили методы и приёмы обучения старших дошкольников связной речи. А. А. Леонтьев и другие изучали закономерности речевого развития дошкольников. Л. С. Выготский писал, что игра—основное условие развития ребёнка, при которой он может проявить способности, открывающие его зону

ближайшего развития. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селивёрстова, С. Н. Шаховой доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе.

Игры упражняют ребёнка в составление связных высказываний, развивают объяснительную речь, закрепляют и уточняют слова. В игре происходит становление личности ребёнка, его речи, мышления, моторики, произвольной памяти, формируется мастерство управлять собственным поведением. В игре дети приобретают опыт межличностных взаимоотношений, усваивают нормы и правила общения между людьми.

Для обучения дошкольников с общим недоразвитием речи через игру созданы дидактические игры. Дидактические игры дают детям познание реальности, взаимоотношений между людьми, предметов, действий. С помощью дидактических игр дети лучше усваивают навыки, которые сложно усваиваются в ежедневном общении. Дидактические игры направленны на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматического и фонетического сторон речи.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речиДидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речи Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития связной диалогической речи детей 5–6 лет с ОНР
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 17:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития связной диалогической речи детей 5–6 лет с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Булатова (УИ 3075284) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД