Получи документы

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Ольга Сулоева
Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и других.

Игра растет вместе с ребенком ее роль и функции соответственно меняются. Конечно же, игра способствует развитию и воспитанию ребенка. Ребенок развивается с самого рождения, постоянно происходит совершенствование тех или иных умений. Нужно отметить и то, что практически с самого рождения с малышом нужно играть. Игры первых месяцев жизни очень простые, сюда можно отнести игру «Улыбка», «Ку-ку», «Поймай маму», «Прятки», здесь будут выстраиваться доверительные отношения с малышом. В процессе изучения развития ребенка было выделено пять этапов формирования игровой деятельности ребенка. Которые и будут рассмотрены ниже.

Публикация «Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1 этап - Ознакомительная игра (от 2-3 месяцев до 8мес- 1,5 лет)

Основу этой игры составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельность младенца очень быстро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия-операции с игрушкой. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый.

2 этап - Отобразительная игра (около года)

В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические свойства предмета (пищит, едет, катится и пр.). Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности. На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий, наступает следующий этап в развитии игры : она становится сюжетно-отобразительной.

3 этап Сюжетно – отобразительная игра (около 2 лет)

Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

4 этапа развития игры - Сюжетно-ролевой игры (после 3 лет).

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том, главенствующее значение отводится сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности.

В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

Образно–ролевая игра является источником сюжетно–ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами–заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.

5 этап Собственно–ролевой игры (после 4 лет).

Ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ – доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

По мере того, как ребенок растет, меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно–трудовая деятельность людей. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. В игре расширяется жизненный опыт детей.

Анализируя вышесказанное можно сказать, что именно игра и игровая деятельность выполняет главную роль в жизни ребенка, его воспитании и обучении. Важной особенностью игры является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Игра важна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым

Литература:

1. Артёмова Л. B. Организация взаимовлияния детей в игре // Дошкольное воспитание, 2000. №4.- с. 13-15.

2. Байер И. Воспитание детей в играх // Дошкольное воспитание. 2001. №12.-с. 11-14

3. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е. И. Касаткина. – М. : Дрофа, 2010. – 176 с.

4. Психология развития. Словарь/под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред. -сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. — М. : ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч. -исслед. институт дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. —М. : Педагогика 1985. —200 с.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», Воспитатель:.

Консультация для родителей: «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста.» Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Роль музыки в воспитании детей дошкольного возраста «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему….

Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Книга - прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о.

Роль игры драматизации в развитии речи и коммуникативных умений у детей дошкольного возрастаРоль игры драматизации в развитии речи и коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Актуальность. Игра-драматизация — это школа морали в действии, это первая форма коллективной жизни. Детей объединяют общие переживания,.

Роль игры в развитии детей дошкольного возраста ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются:.

Роль подвижной игры в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста. Роль подвижной игры в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста. Игра оказывает огромное влияние на психическое и физическое развитие.

Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста «Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.» П. Ф. Лесгафт Для дошкольников подвижные игры являются.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам. А. Н. Толстой Вспоминая свое детство, первое что приходит на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2017 в 23:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сулоева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД