Ольга Сулоева
Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и других.
Игра растет вместе с ребенком ее роль и функции соответственно меняются. Конечно же, игра способствует развитию и воспитанию ребенка. Ребенок развивается с самого рождения, постоянно происходит совершенствование тех или иных умений. Нужно отметить и то, что практически с самого рождения с малышом нужно играть. Игры первых месяцев жизни очень простые, сюда можно отнести игру «Улыбка», «Ку-ку», «Поймай маму», «Прятки», здесь будут выстраиваться доверительные отношения с малышом. В процессе изучения развития ребенка было выделено пять этапов формирования игровой деятельности ребенка. Которые и будут рассмотрены ниже.
Публикация «Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1 этап - Ознакомительная игра (от 2-3 месяцев до 8мес- 1,5 лет)
Основу этой игры составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельность младенца очень быстро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия-операции с игрушкой. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый.
2 этап - Отобразительная игра (около года)
В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические свойства предмета (пищит, едет, катится и пр.). Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности. На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий, наступает следующий этап в развитии игры : она становится сюжетно-отобразительной.
3 этап Сюжетно – отобразительная игра (около 2 лет)
Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.
4 этапа развития игры - Сюжетно-ролевой игры (после 3 лет).
Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том, главенствующее значение отводится сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности.
В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.
Образно–ролевая игра является источником сюжетно–ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами–заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.
5 этап Собственно–ролевой игры (после 4 лет).
Ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ – доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
По мере того, как ребенок растет, меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно–трудовая деятельность людей. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. В игре расширяется жизненный опыт детей.
Анализируя вышесказанное можно сказать, что именно игра и игровая деятельность выполняет главную роль в жизни ребенка, его воспитании и обучении. Важной особенностью игры является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Игра важна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым
Литература:
1. Артёмова Л. B. Организация взаимовлияния детей в игре // Дошкольное воспитание, 2000. №4.- с. 13-15.
2. Байер И. Воспитание детей в играх // Дошкольное воспитание. 2001. №12.-с. 11-14
3. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е. И. Касаткина. – М. : Дрофа, 2010. – 176 с.
4. Психология развития. Словарь/под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред. -сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. — М. : ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч. -исслед. институт дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. —М. : Педагогика 1985. —200 с.