Надежда Баранова
Роль подвижной игры в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Роль подвижной игры в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста.
Игра оказывает огромное влияние на психическое и физическое развитие дошкольников. Игровая ситуация и действия в ней способствуют развитию произвольного внимания и произвольной памяти, умственной деятельности и воображения, сопереживания и взаимоподчинения.
Публикация «Роль подвижной игры в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Особое значение игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте имеет для развития рефлексивного мышления — способности «человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей» (В. С. Мухина).
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Их применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, повышению эмоционального состояния детей и получению удовольствия от процесса и результатов игры, формированию навыков честного соперничества. Высокий эмоциональный фон создает хорошие условия для ускорения процессов выздоровления.
Медицинские осмотры детей дошкольного возраста выявляют значительное число детей, имеющих нарушения осанки, плоскостопие, сколиозы различных степеней сложности, слабое развитие физических качеств. Помимо этого, диагностика выявляет многие проявления функциональной незрелости в сенсомоторном развитии дошкольников, составляющем основу двигательных навыков (бега, ходьбы, ползания, графических навыков). К числу таких негативных проявлений относятся, например: импульсивность (неравномерность динамической организации движения, осложняющая развитие социальных навыков и умений; двигательная расторможенность (бесцельная моторная активность, не соответствующая требованиям конкретной обстановки, что осложняет эмоциональный фон организации деятельности и формирование умений подчинять свои действия поставленной задаче; недостаточная сформированность мелкой моторики; нарушение координации движений (зрительно-пространственной координации, удерживания равновесия, сохранения ритма и т. д.) и др.
Разработка оздоровительно-развивающих игр как часть педагогической деятельности заключалась прежде всего в том, чтобы содействовать оптимальному телесно-физическому развитию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, уровня здоровья и требований социализации.
С этой целью ставится целый комплекс задач, включающих в себя:
• обеспечение здоровья ребенка посредством развития дыхательной, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем и через стимулирование обменных процессов организма;
• развитие основных двигательных навыков на основе формирования оптимального двигательного стереотипа статики и динамики основных форм движении (ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья и др.);
• содействие развитию базовых двигательных качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, точности, координации). Каждое из них является сложным образованием. Например, координация является результатом совместного взаимодействия центральной нервной системы и мускулатуры с целью достижения конечного результата движения. Для хорошей координации необходимо наличие способностей по управлению телом, восприятию и перерабатыванию значимой ин-формации: способность к ориентации (способность удерживать произвольные и непроизвольные движения в нужном направлении); способность к реакции (способность быстро реагирвать на раздражитель); способность к равновесию (способность удерживать тело в равновесии или восстанавливать его равновесие); способность к ритму (способность производить движение в соответствующем ритме); способность к дифференцированию (способность осуществлять безопасное, точное, экономное движение, при этом важную роль играет дозирование силового участия). Поэтому формирование каждого физического (двигательного) качества предполагает решение ряда более частных задач;
• укрепление мышечного корсета и сводов стопы, формирование правильной осанки, коррекция нарушений физического развития ребенка;
• формирование телесной идентификации и произвольной регуляции движении. Эта задача включает в себя комплекс частных задач: формирование ориентационно-пространственной схемы тела в статике и в движении; формирование мышечного контроля частей тела; развитие сенсомоторной координации, равновесия и вестибулярной устойчивости; развитие двигательной образности; формирование чувства мышечной релаксации и т. д. ;
• развитие речевой моторики : постановка правильного речевого дыхания, развитие слухоголосовой и звуковысотной координации, формирование направленного внимания в собственных ощущениях при произнесении звуков, формирование умения изменять высоту тона речи, темпа и ритма речи и т. д. ;
• формирование навыков графических движений на основе развития кинестетической основы движения (чувствительности кожи ладоней, мышечных ощущений кисти, пальцев, координации мышечного движения, регуляции мышечного напряжения, чувства симметрии при взаимодействии обеих рук, формирования навыков вертикального, горизонтального, циклического движения руки и кисти и т. д.
Предлагается следующее разделение игр — соревновательные, кооперативные и несоревновательные.
Соревновательные игры непосредственно связаны с соперничеством, состязанием.
Главная цель — выявить победителя в индивидуальных или командных соревнованиях. В этих играх следует поощрять разнообразные достижения участников игр-эстафет, связанные: с их физической подготовленностью; с сохранением навыков, выработанных на занятиях по лечебной гимнастике в условиях сложной игровой деятельности; с достижениями в отдельном виде соревнования. Поощряется точное выполнение правил и соблюдение принципов честной игры в действиях. Победитель должен знать, что он смог победить не только потому, что он самый ловкий, самый сильный и т. д., но и потому, что были другие, которые проиграли. Проигравший должен знать, что тот, кто учится проигрывать, — побеждает.
Кооперативные игры— игры сотрудничества, в которых может условно присутствовать командное соперничество (по времени, в сравнении с предшествующим результатом и т. д.). При проведении таких игр учитываются не личные достижения отдельных участников, соревнующихся друг с другом, а достижения команд или всех участников, объединенных в единую команду. Это игры, призванные уничтожить боязнь личного поражения и ощущения неудачи.
Главная цель — взаимодействие всех участников в достижении общего результата или определение лучшего показателя (время, дистанция и т. д.) всех игроков (например, перед детьми, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе).
Кооперативные игры исповедуют сотрудничество и сопереживание, сплачивают детей, любой детский коллектив духом сотрудничества. Игры дают прекрасную возможность для роста самооценки, успеха, просто общего веселья.
Такие игры дают возможность маленьким детям почувствовать их собственную важность и значимость, так как без определенного вклада каждого ребенка в игру она может просто не осуществиться.
Основные принципы, на которых строятся кооперативные игры :
а) все побеждают, и никто не проигрывает (отсутствие победителей и побежденных);
б) не конкуренция, а сотрудничество участников: игроки помогают друг другу в достижении общей цели;
в) все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться;
г) участники никогда не исключаются из игры;
д) в игре принимают участие все желающие с разным уровнем состояния здоровья (дети всех групп здоровья).
Кооперативные игры направлены на обеспечение активного интегрированного развития социальной и двигательной (физической) сферы детей.
Необходимо при проведении таких игр учитывать существующие различия в их длительности, связанной с возрастом детей. Для детей младшего дошкольного возраста (4 года) наиболее оптимальной является длительность 15 мин, для детей среднего дошкольного возраста (5 лет) — 25 мин и для детей старшего дошкольного возраста (6 лет) — 20—25 мин.
Несоревновательные игры — игры, в которых отсутствует разделение участников на соперничающие команды. В этих играх всемерно поощряются рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор, что ориентирует детей на сотрудничество, исключает проявление агрессивности.
Главная цель — получить удовольствие от самого процесса игры.
В несоревновательных играх могут участвовать на равных дети с разным уровнем физической подготовки, здоровые дети и дети с отклонениями в состоянии здоровья.
Необходимо учитывать существующие различия по длительности таких игр в зависимости от возраста детей. Для детей младшего дошкольного возраста (4 года) наиболее оптимальной является длительность 25 мин, для детей среднего дошкольного возраста (5 лет) — 20 мин и для детей старшего дошкольного возраста (6 лет) — 15—25 мин.
Дошкольникам нравятся любые предлагаемые оздоровительно-развивающие игры. Но в каждом возрасте существуют наибольшие предпочтения тех или иных разновидностей игр.
У четырехлетних детей имеется тенденция к зависимости уровня эмоционального благополучия от вида двигательной деятельности. Наиболее предпочтительными для них являются несоревновательные игры (65%). Кооперативные (25%) и соревновательные (10%) игры по уровню влияния на эмоциональное благополучие практически одинаковы. В еще меньшей степени на эмоциональное благополучие детей этого возраста влияет длительность двигательной деятельности. Наибольшее удовольствие четырехлетние дети получают при кратковременной игре длительностью 15—20 мин. Эмоциональное благополучие падает при увеличении времени до 25 мин.
Таким образом, важным компонентом сформированности общения, охватывающим основные сферы жизненных отношений ребенка (с окружающими взрослыми и сверстниками, а также отношение ребенка к самому себе, так необходимым в школьной жизни, является «общение» «кооперативно-соревновательного» типа (в ходе игр, особенно с правилами, содержательного (в совместно распределенной деятельности — игре, конструировании, позволяющее понимать и учитывать действия и позиции партнеров».
Особенно важно в этом плане всемерно содействовать формированию у дошкольников такого отношения к соперничеству в соревновательных играх, которое включает в себя:
• не пассивное, а активное участие в соревновании, использование всех своих возможностей, сил для достижения победы;
• преимущественную ориентацию на победу над собой: «Победи самого себя!» ( сравним со словами Платона: «Нет большей победы, чем победа над собой», а не над соперниками;
• стремление победить соперников не любой ценой, а лишь при строгом соблюдении правил соревнования в любых ситуациях, а также всех нравственных норм и принципов.
Решение данной задачи предполагает формирование у дошкольников (в той мере и в той форме, в какой это доступно для них) не только определенных знаний (о правилах соревнования, о нравственных нормах поведения, в том числе о принципах «честной, справедливой игры», но также умений и навыков (например, умение соблюдать правила, сотрудничать с членами команды, навыки нравственного поведения в соревновании и т. п., а главное — реального поведения в виде соответствующих поступков, эмоциональных реакций и т. д.
Исследования показали, что дошкольникам нравятся более динамичные игры, а наличие или отсутствие соперничества не имеет принципиального значения и не несет негативных проявлений в поступках дошкольников. Очевидным фактом стало то, что мальчики отдают большее предпочтение играм с элементами соперничества, а девочки предпочитают кооперативные игры.
Литература: О. В. Козырева «Оздоровительно- развивающие игры для дошкольников». Пособие для воспитателей и инструкторов физической культуры дошкольных образовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2007