Елена Дюдяева
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время каждый родитель заботится о том, чтобы его ребёнок вырос физически здоровым, грамотным, интеллектуально развитым, с интересом посещал школьные занятия. Эта мечта может осуществиться при хорошей интеллектуальной подготовке ребёнка ещё задолго до школы.
Исследования нейрофизиологов Шеповальникова А. И., a также Международной Ассоциации раннего развития ребёнка с одной стороны, и детской психологии с другой показали, что ключ в развитии умственных способностей ребёнка это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. период развития мозговых клеток. Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один глупым. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Согласно современным исследованиям к трехлетнему возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Поэтому все усилия педагога должны быть направлены на раннее развитие детского интеллекта.
Статистические данные по IQ тестам (Q- коэффициент интеллекта) проводимые австрийскими учеными Б. Тайлакером и У. Визингером показали, что интеллектуальные параметры в начале жизни человека прежде всего резко возрастают в первые десять лет.
Как показывают результаты исследований, которые представлены в следующей таблице, интеллект на 60% развивается в дошкольном возрасте, и возрастает до 80% в младшем школьном возрасте. Следовательно интеллект дошкольника и младшего школьника требует интенсивных, целенаправленных умственных тренировок, начиная с раннего возраста, которые определяют его успешность в будущем.
Основной целью моей работы является развитие уникальных способностей ребенка, его самосознания и рефлексивности мышления в эмоциональной стабильности. условиях
Исходя из цели выделила следующие задачи:
создать пространственно-предметные условия
для эмоционального комфортного проживания детей в период Детства;
ознакомить с методами самопознания, основами психологии (введение информации о темпераменте, характере, эмоциях, способностях);
обучать навыкам культуры общения; способствовать овладению дошкольниками методами и навыками эмоциональной саморегуляции, снятие психофизического напряжения;
развивать произвольное поведение креативность мышления стимулировать к появлению самостоятельности к принятию решения;
Формировать чувство собственной значимости умение адекватно себя оценивать, побуждать к самосовершенствованию, обеспечивающих благополучную адаптацию к жизни в современном обществе. их
Сотрудничество с семьей, взаимодействие в социуме, синхронизация деятельности C педагогами дошкольного учреждения эффективную реализацию поставленных мною задач. обеспечивает
Я систематизировала и обобщила исследования таких педегогов, психологов как: Танкова О. В., Давидчук А. И., Князева Т. И., Бычкова С. С., Аржакаева Т. А. Методические рекомендации этих авторов послужили базой для моего перспективного планирования.
Использую я современную методическую и специальную литературу,
такую как:
Ронис М. Р. «Как воспитать в ребёнке гения?»
Осипова М. Р. «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от
3-х лет»;
- Тайлакер И. В.» Тренировка коэффициента интеллекта : Ваш путь к успеху»;
- Давидчук А. И. «Индивидуально-ориентированное обучение детей»
- Савенков А. И. «Путь к одаренности»;
- Дружинин В. Е. «Психическое здоровье детей»;
- Аржакаева Т. А. «Психологическая азбука»;
- Зак А. З. «Интеллектика» (часть I, II)
Система работы по развитию эмоционального интеллекта и лидерства
строится по следующим разделам (направлениям) :
«Психолого-педагогическая дошкольного возраста» помощь И поддержка детям младшего
«Познай свой образ «Я».
«Я и мои эмоции».
«Мы такие разные». (Темперамент. Характер.)
«Путь к самосовершенствованию». (Способности. Проявление лидерства.)
Поскольку интеллект развивается и проявляется не только у старших, но
и у младших дошкольников, то моя задача как психолога, состоит в
нахождении способов развития на всех возрастных отрезках, начиная с раннего возраста.
Моя практика показала, что эффективно начинать работу с детьми раннего возраста.
Анализируя результаты уровня подготовки детей к поступлению в детский сад, процесс прохождения адаптации каждого малыша, на основе выводов педагогов, рекомендаций специалистов (медика, логопеда, общения с родителями, делаю выводы, кому из детей требуется особое внимание, помощь и поддержка (Индивидуальный подход).
Результаты тестирования проводится в сентябре-октябре 2023 года, показали, что 80 % родителей заинтересованы в раннем развитии своего ребёнка.
Поэтому, на данном этапе подбираю и рекомендую воспитателям для использования занимательно-игровые формы работы C интересными, сказочными сюжетами, привлекающие внимание детей. Это комплексы психогимнастики «Звездочеты», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребёнку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога, тренируя их в направлении и задержании внимания на своих ощущениях; имитационные игры, игровые упражнения «Мы волшебники», «Разноцветные карточки», «Волшебные крючочки» и др., способствующие развитию. Творческих способностей и навыков общения, снятию проблем, сопутствующих «кризису трех лет».
С ребятами младшей группы, использую игровое занятие с элементами психогимнастики «Звездочеты». Добиваюсь того чтобы дети получали эмоциональное наслаждение от приобретаемых ими знаний и умений. Именно первые знания, приобретаемые детьми становятся «стержневыми», сохраняя свою значимость в будущем.
Подробнее остановлюсь на развитии интеллекта и проявления лидерства у старших дошкольников. В старшей и подготовительной группах я провожу специальные занятия два раза в неделю, с особо одаренными детьми занимаюсь в кружке «Умники и умницы».
В работе над основными разделами придерживаюсь следующей структуры, которую в течение всего периода обучения трансформирую, и это зависит от поставленных задач, обстановки и психологического настроя детей.
Вводная часть : включает упражнения на сплоченность, организованность, доброжелательность. Например, «Встреча друзей», «Комплименты», «Солнце» и др. В основной части использую психологические сказки (чтение, инсценирование, рассказывание с продолжением, составление алгоритма событий сказки: «Волшебные зеркала», «О Деревьях-Характерах» и др., формирующие позитивное самоотношение к себе.
Заключительная часть это совместный анализ и самооценка произведенной деятельности, составление психологических формул «Я хочу делать только добрые дела», «Желаем чаще радоваться.» и т. д.
В разделе «Познай свой образ «Я», использую различные темы: «Королевство Внутреннего мира», «Что в имени тебе моем?», «Я и мои друзья».
Например, работая над темой «Королевство Внутреннего мира», способствую тому, чтобы дети могли познать свой внутренний мир (настроение, увлечения и т. д., через такие игры: «Атомы», «Поддерживающие руки».
Инсценировка сказки «Улыбки леса», где дети перевоплощаясь в образы животных, передают свое эмоционально-положительное настроение другому различными способами (рукопожатием, улыбкой, объятием, поцелуем и т. д.)
Большое внимание уделяю развитию эмоционально-волевой сферы, потому что распознавание ребёнком собственных эмоций, их значения и смысла, формирование навыков психической саморегуляции, дает возможность контролировать их проявление при решении проблемных задач.
Работаю по следующему алгоритму развития эмоций
(по Л. С. Выготскому, А. И. Леонтьеву (показ)
В 4 этапа:
- восприятие эмоций других;
соответствие своих действий с другими;
возникновение эмпатии;
«интеллектуализация аффекта».
На данном этапе использую также формы работы как: речевое и
неречевое общение.
По статистическим данным в ежедневном процессе коммуникаций детей слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 55 %. По тому как сидит или стоит ребёнок, по его жестам определяю эмоциональное переживание, так как жесты и мимика передают 40 % информации о нем.
При речевом общении уделяю внимание: тональности, интонации голоса, темпу речи, модуляции, высоты голоса, что является свойством речи; разделительным звукам: шепот, вздох, смех и т. д., что дает возможность перенимать все нюансы голоса любящего им взрослого.
В неречевом общении основное место отвожу расположению в пространстве, мимике, жестам, пантомимике.
(табл №3) Основную мимическую нагрузку человеческих эмоций (радости, гнева, страха и др., отражают части лица (лоб, брови, глаза, нос, рот, поэтому предложенные детям фотографические изображения эмоций «самого себя» в разных эмоциональных состояниях, помогают согласовывать свои действия с эмоциональным настроением.
В работе с детьми занимаюсь тренировкой нужных форм при проигрывании эмоционально-острых ситуаций, проработкой специальных техник изменения собственных состояний, обучение способам «высвобождения» негативных эмоций, без вреда для окружающих через рисование, физические и Дыхательные упражнения «Крепость», «Пыльные подушки», «Меня пугают, а я пою» и т. д.
Использование комплексов игр и упражнений, включающих все виды эмоций, способствуют дальнейшему развитию ребёнка навыков саморегуляции и обеспечивают стабильный эмоциональный настрой на дальнейшем этапе обучения - это работа по познанию ребёнком своего характера, проявление его темперамента. Для эффективности данной работы использую картинный материал (предметов окружающей действительности, игры-импровизации по решению проблемных ситуаций, игровые упражнения : «Назови противоположную черту характера», «Сказочный художник», «Мое Дерево
Характер» и др. Например, игровое упражнение, в котором ребята подготовительной к школе группы - через сопоставление себя с различными предметами окружающей действительности раскрывают черты своего характера.
Участвуя в игре «Мое Дерево Характер», дети получают особое эмоциональное наслаждение. Проведение игры в неординарной обстановке (на прогулке, в роще в разные времена года, использование музыки из серии «Звуки сердца», помогает детям научиться определять не только черты характера деревьев, но и собственные черты, своих сверстников, деликатно
проявлять к ним свое отношение, радоваться не только собственным успехам и открытиям, но и достижениям своих друзей, подключая к этому процессу разум.
Именно познание своего образа «Я», своего внутреннего мира, овладения навыками регулирования эмоционального настроения, помогает мне вести работу дальше по воспитанию лидера, стремящегося к физическому и нравственному совершенству: мы на пути к самосовершенствованию.
Чтобы обеспечить высокий уровень творческих и поисковых способностей каждого ребёнка, на данном этапе провожу разнообразные логические игры по развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, распределения, сравнения и др. ,
Для этого использую комплекс логических заданий из серии «Интеллектика»
А Зака, доктора психологических наук, сочетая с релаксационными, которые понижают уровень умственной и физической усталости и нормализируют душевное равновесие «Дыши и думай красиво», «Дотянись до звезд», «Мудрец из храма» и др.
На экране игра «Волшебный шар», волшебным на занятии может быть абсолютно всё. Главное сохранить необычность, яркость, редко встречающегося предмета, с точки зрения их «волшебных способностей». Дошкольный возраст это то время, когда дети верят в чудо и желают,
чтобы их мечты становились реальностью.
Рассматривая зеркала, мы с детьми учимся видеть все хорошее, учимся жизни, познаем реальный мир.
Организую конкурсы знатоков и умников, смекалистых и сообразительных, викторины, дискуссионные беседы, деловые игры, которые способствуют развитию у дошкольников умения приучать его к комбинированным поисковым действиям.
Работу по развитию эмоционального интеллекта И лидерства у дошкольников продолжаю на занятиях кружка «Умники и умницы», в котором занимаются дети, интеллектуальный потенциал и черты лидерства которых раскрываются через занимательные и необычные формы работы: «Пресс- конференция», работа в парах методика «Пчелиный рой», игра «Альпинисты». Например, игра «Альпинисты», в которой ребёнок, преодолевая каждую гору «интеллектуальный барьер», доходит до самой вершины своего понимания и как символ достижения, помещает на вершину «пик победы» свой флаг. Задание решает один самостоятельно, в случае затруднения помогают другие сверстники преодолевать препятствия и обрести уверенность в себе.
Провожу игру часто, меняя задания, преследуя цель: довести каждого до «пика победы». Выполнение каждого задания и восхождение на следующую «ступень горы», повышает у дошкольников самооценку своих действий и формирует в нем мотивацию на преодоление дальнейших трудностей и достижения собственной цели.
Игровое упражнение «Лучик внимания», проводимое B форме дискуссионной беседы, во время игры пытаюсь охватить различные сферы (литература, естествознание, геометрия, математика и др.). Цель игрового упражнения: добиться полного рассуждения на ту или иную тему с обоснованием, выводом. Использую элемент релаксации сосредоточения детского внимания. HO для
Дети приходят ко мне играть и интересно общаться. В основу каждой нашей встречи заложен механизм игры. Поэтому я стараюсь сочетать две роли : одну старшего друга, любящего, активного, энергетически сплоченного с детьми, ни на секунду не прекращающего общение, другую строгого аналитика, постоянно оценивающего происходящее со стороны и способного в любую секунду предложить ему помощь. Стимулируя уверенность ребёнка в собственных силах, его положительный эмоциональный настрой, сохраняю в течение всего занятия «ситуацию успеха», строю и варьирую элементы заданий так, чтобы максимально активизировать творческие проявления.
В нашу совместную деятельность с родителями включаю: индивидуальные занятия, консультации, родительские собрания с показом разных форм открытых занятий, ориентируя родителей на успех, желание помочь своему ребёнку раскрыть его творческий потенциал.
Анализируя свою работу в данном направлении хочется отметить динамику роста уровня развития интеллектуально-творческих способностей ребёнка.
Диагностическое обследование по всем видам интеллекта (по итогам двух годичного обучения старшей, и подготовительной группы) дало следующие результаты, что показано на графике:
• Уровень общего познавательного развития (психических процессов) в 2023-2024 уч. году составил 58%, творческие проявления - 70%.
• Интеллектуальных способностей /математические, практические, эмоционально-волевые, музыкальные.
С переходом на новую ступень обучения в 1 классе, ребята показывают высокий уровень познавательного развития) из 18 детей 10 обладают высоким уровнем, 8 средним уровнем интеллектуального развития).
Результаты проведенного мною исследования свидетельствуют о том, что данный опыт работы имеет практический интерес, т. к. дети активно, ярко проявляют себя в различных ситуациях: умеют анализировать, рассуждать о путях и способах их решения, используя комбинированные поисковые действия.
Это дает им ощущение значимости своего «Я» как лидера. Ведь новое общество - это общество лидеров, гениальных и деловых людей.
«Широта ума, сила воображения и активность души вот что такое гений».
Этого я и хочу достичь созданной мною системой работы.