Вахлова Татьяна
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления.
Публикация «Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Пение - это основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. При исполнении песен, они глубоко воспринимают музыку и активно выражают свои чувства и переживания.
На первых занятиях я рассказываю детям, что такое певческая установка:
Во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, руки положить на колени; во время пения стоя свободно расположены вдоль туловища.
Хочу рассказать немного о певческих навыках. Певческие навыки делятся на хоровые и вокальные. Вот так делятся певческие навыки. (схема на слайде)
В детском саду обучают простейшим певческим навыкам :
- правильному звукообразованию;
- правильному дыханию;
- хорошей дикции;
- чистоте интонации;
- ансамблю – стройному согласованному пению.
Работа над дыханием
Овладеть навыком певческого дыхания детям помогут упражнения:
Дыхательное упражнение без звука.
Звуковые дыхательные упражнения.
Упражнения под музыку
Эти упражнения способствуют оздоровлению дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.
Упражнение на формирование навыка певческого дыхания
Мыльный пузырь
Хомячок
Вертушка
Музыкальная цепочка
Упражнение и игры для достижения ансамбля и строя
Похлопывания ритмического рисунка
Проговаривания текста в ритме
Проговаривания текста в различных темпах
«Ловушка»
«Будь внимательным»
В своей работе я использую упражнения на развитие дикции и артикуляции. Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо спеть песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова.
Работа над дикцией и артикуляцией важна во всех возрастных группах, поскольку в дошкольном возрасте у многих детей присутствуют речевые дефекты, затрудняющие чистоту интонирования. Прекрасными упражнениями добиться чистоты интонирования являются скороговорки. И чистоговорки.
Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.
Предварительный Анализ песни.
1 этап.
Знакомство детей с песней, исполнение песни с использованием музыкального инструмента, беседа о содержании, анализ средств музыкальной выразительности.
2 этап. Разучивание песни, работа над правильным воспроизведением мелодии, ритмический рисунок песни, разучивание последующих куплетов текста.
3 этап. Повтор ранее выученного, работа над певческими навыками (дикцией, дыханием, артикуляцией, характером)
4 этап. Повторение песни в характере, индивидуальное пение, пение с солистами
Хочу немного рассказать об охране певческого голоса:
Нужно учитывать:
Диапазон ребенка при подборе певческого репертуара,
Добиваться нормального, естественного тона в разговоре с детьми.
Беречь голос ребёнка от ненужного напряжения, (не петь долго, не повторять бесцельно).
Следить, что бы дети не кричали, не петь на улице при температуре воздуха ниже +18. С
«Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе совершенно новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» Д. Шостакович