МААМ-картинки

Развитие у детей дошкольного возраста, образно-пластического творчества, на основе художественной литературы

Тукан Галина
Развитие у детей дошкольного возраста, образно-пластического творчества, на основе художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие у детей дошкольного возраста, образно- пластического творчества, на основе

художественной литературы».

Воспитатель

Тукан. Г. П.

Норильск,2016г.

Чудесный возраст - детство, особенно период, когда ребёнок ещё не ходит в школу. И чудесен он потому, что это беззаботное время, как кажется взрослым. Это возраст, когда малыш живёт в мире чудес и воспринимает их как радостное, удивительное и совершенно естественное явление. Именно в детстве ребёнок легко, как никогда, позволяет своей фантазии творить небывалые «чудеса»

Публикация «Развитие у детей дошкольного возраста, образно-пластического творчества, на основе художественной литературы» размещена в разделах

Как же развивать детское творчество? И на какой вид творчества следует обратить большое внимание, чтобы с его помощью развивать воображение рёбёнка?

Известный психолог Л. С. Выготский, говорил об особенностях психического процесса у детей, подчёркивал его двигательную природу, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Становится понятным, сколь значимую роль может играть движение, а точнее - образное движение в развитии продуктивного воображения и творчества. Вот почему особое внимание обращается на тот вид детского творчества, где образные движения используются как главное средство создания творческого продукта - пластических образов.

Сказки, рассказы, потешки, кукольные спектакли пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в происходящее на сцене действие и как актёры исполнители, и как зрители. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дошкольники смеются, когда смеются их персонажи, грустят, вместе сними, они чувствуют и думают так же, как их сказочные персонажи, герои.

Во время кукольных спектаклей, переживая происходящее, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, предупреждают об опасности, всегда готовы прийти на помощь.

Поэтому сказочные спектакли можно использовать как чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребёнка мир образов, красок звуков.

Начиная со второй младшей группы, дети знакомятся последовательно с видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используется этюдный персонаж, помогающий развивать внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Здесь же формируются простейшие образно- пластические умения (например, имитация характерных движений (сказочных) животных). Этюды «покорми птичку», «зайчик гуляет», «собака лает, за пятки кусает», и т. д.

В процессе обучения взрослый помогает детям увидеть, что каждое движение - это средство выражения того или иного образно- эмоционального смысла. Лучше не только показать детям готовые движения, но и предлагать самим искать средства для данного образа

путём изменения известных элементов и конструирования из них новых пластических форм. Освоив язык движений как живую систему выразительных средств, ребёнок сможет сам экспериментировать с движением. Благодаря этому он учится действиям, с помощью которых осуществляется творчество, а с другой - значительно обогащается его репертуар выразительных движений, эмоционально - пластический опыт, т. е. создаётся «материальная» база для творчества. А это всё является необходимым средством развития у детей образно - пластического творчества. Опыт показывает, что такое обучение развивает у детей общительность.

В мою группу дети поступили в основном из дому (дети которые не посещали детский сад) в возрасте от 3 до 4 лет. Им очень сложно было понимать эмоциональное состояние других детей, их настроения. Лишь доброжелательная атмосфера, искренний интерес к детям, их поведению, играм, помогли научиться детям приёмам невербального общения с детьми и взрослыми.

Большую помощь оказало введение специальных занятий художественной литературы, на основе выразительных движений.

Задания закрепляли в повседневной жизни детей, в играх, общение с окружающими.

С родителями проводились консультации по пройденным занятиям, знакомили их с правилами игр, предлагали поиграть дома, что приводило к лучшему результату, дети стали раскованнее. Постепенно, осваивая язык движений, дети научились перевоплощаться, взаимодействовать с детьми - партнёрами. Интереснее стали проходить занятия по художественной литературе. Дети научились изображать некоторые сюжетные сценки из сказок, исполнять роль какого либо персонажа.

В результате у них, развивались способности к эмоционально - пластическому самовыражению, перевоплощению в игровой образ, их движения становится более свободными и раскованными, пластичными и выразительными, они научились играть театральные спектакли и даже самостоятельно придумывают и показывают небольшие сюжетные сценки и пластические этюды, у них развиваются творческие способности, продуктивное воображение. В русле этой работы у детей, совершенно естественно развивается способность быть открытыми и чуткими. Понимают чувства и эмоции других людей, искренне выражают собственные переживания. Все это способствует нормализации и гармонизации общения ребенка с окружающими в повседневной жизни, что, несомненно, пригодится им и в настоящем, и в будущем.

Поиграйте с детьми.

Задачи:

1) Настроить детей на общую игру. Учить использовать выразительные движения.

2) Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой.

3)Учить детей высказывать свою точку зрения.

4)Учить передавать заданный образ движениями.

5) Учить детей расслабляться.

Педагог. Сейчас я прочту отрывки из хорошо знакомых вам сказок К. Чуковского, а вы, как настоящие артисты, будете изображать эмоции героев.

Эти задания следует распределить несколько занятий. Дети сначала могут изображать эмоции все вместе, а затем по одному.

Удовольствие.

Рано утром на рассвете, умываются мышата,

И котята, и утята, и жучки, и паучки…

Гнев. Ты один не умывался, и грязнулею остался,

И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.

Педагог. Какой голос сейчас у Мойдодыра? А почему? Как вы думаете?

Страх.

Вдруг какой-то старичок

Паучок.

Нашу Муху в уголок

Поволок…

Радость.

То-то стало весело,

То-то хорошо!

Будет, будет мошкара

Веселится до утра…

Педагог. Кому легко было изображать героев?

С помощью, каких частей тела можно выразить эмоции? Да, все тело участвует в движении. Но больше всего мы обращаем внимание на лицо (мимику, руки (жесты) и т. д.

Этюд.

Тема: «Шаловливые игры»

Задачи.

1)Развивать внимание детей.

2) Учить преодолевать двигательный автоматизм с помощью игры.

3) Учить детей передавать заданный образ движениями.

4) Учить детей изображать модели поведения персонажей с различными чертами характера.

Педагог. Какое время года? Что происходит в лесу? Давайте поиграем в лесных героев! Превращайтесь в лесных животных.

Собрались рано утром звери на поляне и стали играть.

Все возьмитесь за руки и идите по кругу, но как только зазвенит колокольчик - останавливайтесь и хлопайте в ладоши.

Все звери внимательно следят за воспитателем и точно повторяют её движения.

Но вот на поляну вышла белочка. На ней было красивое новое платье. Ей очень хотелось показать его. Как белочка показывала своё новое платье? (выбрать ребёнка по желанию)

А лисичка. Где она? (встает ребёнок)

Какая у неё сегодня причёска, а хвост какой, а бантик…

Белочка пошла гулять. Видит… шишка, погрызла её и поскакала дальше. Увидела птичку, поиграла с ней, а потом стала прыгать с ветки на ветку. Вдруг зацепилась за сучок и … порвала платье. Заплакала… что скажет мама?

Как вы думаете, что мама сказала белочке?

Ответы детей.

Педагог. А теперь поиграем в сказку «Волк и козлята»

В одном домике в лесу жила - была коза с козлятами. Были они непослушными, капризными, ленивыми. Мама коза просит козлят помочь ей убрать в доме, а козлята даже не слышат её. Ссорятся, дерутся, прыгают. Мама обиделась и ушла. (Дети изображают козу и козлят) смотрят козлята - нет мамы. Стыдно стало… загрустили. … А потом решили: надо убрать в доме. Кто подметает, кто посуду моет, кто цветы поливает, кто стирает. … А мамы всё нет… решили козлята попросить прощения, и пошли искать маму.

Как вы думаете, мама простит козлят?

В это время страшный волк направлялся к дому козлят. Он знает, что козлята непослушные, бегают, где хотят. Вот сейчас он обязательно кого нибудь поймает. Ходит, ищет, а найти никого не может. (Кто нибудь из детей изображают волка)

Почему волк решил прийти именно в этот дом?

Поймал волк козлят или нет?

А кто их спас? Конечно, мама.

Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами (речь, напев, мимика, пантомима, движение.)

Сказку сочиняли совместно с детьми, по мотивам любимого мультфильма «Маша и медведь».

Сказка; «Маша и медведь»

Автор: Стало солнце утром рано, вместе с ним и наша Маша.

Потянулась, улыбнулась, и зарядкой занялась.

Мама: С добрым утром, дочка! Выходи во двор гулять!

С другом Мишей поиграть.

Я спешу, пора идти, будь ты умницей и не шали!

Маша: Мне на месте не сидится, что–то скучновато мне!

Автор: И пошла Маша в лес к своему другу медведю. По пути она любовалась красотами природы, нежным ароматом цветов и пением птиц.

(ТАНЕЦ)

Маша: Миша, привет!

Миша: Привет Маша! (танец)

Маша: А что у тебя в бочонке?

Миша: Мед!

Маша: А ты знаешь, что скоро праздник наших мам? Давай мы с тобой испечем для них пирог!

Миша: Давай! Мед у нас уже есть, а для пирога нужна ещё мука…

Маша: А муку мы попросим у мышонка!

Автор: И отправились Маша и мишка к мышиной норе! Музыка

Маша: Здравствуй, Мышонок!

Мы хотим испечь пирог к празднику наших мам!

И нам нужна мука!

Миша: Дай нам, пожалуйста, муки!

Мышки: Вот, возьмите!

Мышонок: А яйца у вас есть?

Маша: А, где же яйца? (выходят яйца- танец маленьких лебедей)

Миша: Подожди Маша, а для пирога нужна еще начинка! Давай пойдем к ежику и попросим у него яблок!

Мишка: Спасибо Мышонок.

Маша: До свидания!

Автор: Добрый обитатель леса - ёжик - любил собирать ягоды, грибы, яблоки вместе со своими верными друзьями бельчатами. Он был очень рад нежданным гостям.

Маша: Здравствуй ежик, без головы и ножек! Мы хотим испечь пирог к празднику наших мам!

Миша: Ежик, дай нам, пожалуйста, яблок, для нашего пирога.

Еж: Вот вам яблоки! А еще для пирога попросите у моих друзей бельчат, орешки!

А яйца у вас есть?

Маша: А где же яйца? (прошлись яйца- танец маленьких утят)

Миша: Да, яйца потом!

Мишка: Спасибо, ежик!

Маша: До свидания!

Автор: Отправились наши герои к бельчатам, которые в это время дружно и весело играли.

Маша: Здравствуйте бельчата! Привет вам от ёжика!

Мы хотим испечь пирог к празднику наших мам!

Мишка: Дайте нам, пожалуйста, орешков!

Бельчата: Пирог! Пирог! Ой! мы любим пироги! Вот, возьмите!

Бельчонок(2) А яйца у вас есть?

Маша: А где же яйца (Выход под ритмичную музыку)

Мишка: Подожди, Маша, сейчас мы с тобой пойдем в деревню, и попросим молока у коровы.

Мишка: Спасибо, бельчата!

Маша: До свидания!

Автор: Шли Маша и медведь, шли и увидели корову, которая паслась на пастбище.

Маша: Здравствуйте корова! Мы хотим испечь пирог к празднику наших мам!

Миша: Коровушка, дай нам, пожалуйста, молока! (дает)

А яйца у вас есть?

Корова: Маша: А где же яйца?

Мишка: А вот теперь мы пойдем и попросим яйца у курочки!

Мишка: Спасибо, коровушка.

Маша: До свидания!

Автор: И отправились наши герои в курятник.

Маша: Здравствуй, курочка Ряба!

Маша: Мы хотим испечь пирог к празднику наших мам!

Мишка: Дай нам, пожалуйста, яиц!

Курочка: Вот, возьмите! (Выходят яйца)

Миша: Спасибо курочка Ряба!

Маша: До свидания!

Мишка: Вот все для пирога мы и собрали! А теперь пойдем печь пирог!

Маша: Пойдем!

Автор: И пошли они довольные и радостные печь праздничный пирог! (Звуки кастрюль, гремящей посуды, выходят измазанные в муке)

Маша: Вот и готов наш пирог!

Мама: Здравствуй доченька, а что это?

Маша: Угощайся мамочка, мы испекли для тебя и наших гостей пирог.

Мишка: А помогали нам, наши друзья: мышонок, ёжик, коровушка, бельчата, и курочка Ряба!

Маша: А где же яйца? (Пришли)

Автор: Вот и сказочке конец, а кто слушал – Молодец!

Публикации по теме:

Особенности восприятия художественной литературы у детей дошкольного возраста Культура поведения - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка различать добро и.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Ценности каждого человека – это целый мир; сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно.

Использование художественной литературы в формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас,в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия.

Консультация «Роль художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы (консультация для родителей) Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы (консультация для родителей) Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова,.

Развитие образной речи средствами художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста Развитие речи, восприятия и художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. При синтезировании художественных.

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста" Цель. Содействовать воспитанию интереса.

Роль художественной литературы в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста Роль художественной литературы в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время Россия переживает.

Роль художественной литературы в словесной деятельности детей среднего дошкольного возраста Роль художественной литературы в речевой деятельности детей 5 года жизни Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего.

Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Книга - прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей дошкольного возраста, образно-пластического творчества, на основе художественной литературы
Опубликовано: 13 марта 2018 в 17:30
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у детей дошкольного возраста, образно-пластического творчества, на основе художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Тукан Галина (УИ 1221966) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД