любовь бунчеева
Конспект занятия «Рассматривание гербария «Деревья средней полосы»
▼ Скачать
Подготовила: Бунчеева Л. В.
Участники: дети старшего дошкольного возраста (5-7лет)
Вид занятия : научно - познавательный.
Актуальность. Часто занимаясь наблюдениями в живой природе, хочется запечатлеть его в рисунке или фотографии. Как же еще можно сохранить красоту Русской природы, деревьев, кустарников, цветов, лекарственных растений их хрупкие листочки, цветочки, стебелёчки….?
Конечно же, это гербарий, растения находят, засушивают, аккуратно укладывают, все подписывают, и этот материал используют в работе с детьми.
Публикация «Конспект занятия „Рассматривание гербария „Деревья средней полосы“» размещена в разделах
- Гербарий
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
В работе с детьми было выявлено, что ребятам знакомы те виды деревьев, которые им встречаются на жилой территории: детский сад, аллеи, парки, скверы. Но они незнакомы с деревьями, которые простилаются по берегам рек, в глухих лесах, в северных просторах.
Этими занятиями, хочется показать какая богатая наша Русская природа, что её нужно изучать, беречь и сохранять.
Гипотеза: В процессе работы дети узнают
- что листья разных растений имеют разный внешний вид и разное расположение на ветках
- какие у деревьев бывают плоды
- также дети узнают, что листочки при правильном их засушивании не меняют цвет и внешний вид.
Цель: Сформировать представления о деревьях, растущих в наших широтах с помощью использования гербария из листьев деревьев.
Задачи:
Познакомить детей с новым термином: Гербарий.
Проверить знания детей в названиях деревьев.
Познакомить с новыми видами деревьев.
Формировать знания о значении изученного каждого дерева
Развивать познавательную активность.
Воспитывать внимательное отношение к сохранности деревьев (не ломать, не поджигать, кору не снимать)
Ход занятия : (Воспитатель звенит в колокольчик.) Колокольчик звенит, всем нам в круг присесть велит! (У воспитателя в руках папка с гербарием.)
В: Ребятки! Давайте посмотрим, что у меня в папке? (Дети с воспитателем рассматривают гербарий)
В: Давайте мы с вами вспомним названия уже знакомых деревьев их названия плодов.
Для этого отгадайте мои загадки.
1. Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной косынке,
В белом сарафане. (Береза)
2. Это дерево цветет
Аромат и мед дает.
И от гриппа нас спасает,
От простуды защищает. (Липа)
3. Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолёты.
Жаль, что каждый вертолёт
На всего один полёт. (Клен)
4. Весной в свечах,
Осенью в ежах. (Каштан)
5. Почки – пахучие,
Листья – липучие,
Плоды – летучие. (Тополь)
В: Молодцы ребята хорошо загадки отгадываете.
В: Где вы встречали знакомые вам деревья?
В: Скажите, почему деревья делятся на лиственные и хвойные?
Давайте мы с вами их сравним. Например, Берёзку и Ель.
А сейчас предлагаю физминутку.
Правила: при назывании дерева - вы должны вытянуть руки вверх, встав на носочки, название травы – присесть на корточки.
В: Сегодня я вас познакомлю с новыми видами деревьев, постараемся запомнить их названия, плоды и где они растут: Ольха, Вязь, Ива, Пихна…
В: Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо работали, называли мне названия деревьев, также вы познакомились с новыми видами деревьев.
А скажите мне, пожалуйста, как называется коллекция засушенных листочков, цветочков, растений?
Правильно гербарий.
А для чего он нам нужен?
Гербарий нужен для научных исследований, благодаря им можно узнать какие деревья, растения произрастают на данной территории.
Также мы гербарий будем использовать на занятиях по рисованию, аппликации с помощью его мы можем посмотреть, как выглядит тот или иной листочек, плод.
Итог занятия : Ребята этот гербарий был собран летом, поэтому все листочки здесь зелёного цвета, а сейчас у нас какое время года?
Правильно осень, посмотрите за окно каким цветом листочки на деревьях. (Желтого).
Я вам предлагаю на прогулке насобирать листочков от разных деревьев и создать свой осенний гербарий.
Игры:«С какой ветки детки», Лото «Деревья», К названному дереву беги», «Поймай листок»…
Ожидаемые результаты:
- получение новых знаний о видах деревьев, а также возможность проявлять большую активность, любознательность, инициативу в действиях.
Отчет занятия :
В данном гербарии, который был собран летом 2021г. Находится 19 экземпляров деревьев. Которые были собраны в Нижегородской области от Кстовского района до северных районов (Городец, Ковернино, Кострома). Листья деревьев были собраны, высушены в темноте в хорошо проветриваемом помещение, с утяжелением пресса. При сборе гербария возникли небольшие проблемы с высушиванием плодов, например у рябины, каштана (они приходили каждый раз в негодное состояние, было принято решение показать плоды в виде изображений. Поэтому в моём гербарии находится засушенный материал с нумерацией дерева, его название, где собрано, время сбора, а рядом изображение с этим же деревом его плодами и его характерные особенности.
Листочки зафиксированы на плотную основу (картон, и вставлен в файл, которые собраны в папку.
В гербарии присутствует экземпляры одного вида, это Клён Американский, Клен Остролистный, этим я хотела показать детям, что есть деревья с почти одинаковым названием, но вид их листочков отличается.
В процессе работы с гербарием «Листья деревьев средней полосы»,
дети узнали:
- что листья разных растений имеют разный внешний вид и разное расположение на ветках
- какие у деревьев бывают плоды
- также дети узнают, что листочки при правильном их засушивании не меняют цвет и внешний вид.
После занятия, вовремя прогулки дети активно собирали листочки разных деревьев и укладывали их на засушливый этап.
Также было дано домашнее задание принести листочки деревьев которых нет на территории детского сада.
На следующий день, родители были удивлены, что их дети знают названия таких деревьев, что даже родители не знают их и как выглядят эти деревья. Воспитатель пообещала на родительском собрании продемонстрировать родителям гербарий «Листья деревьев средней полосы».
Я считаю, что занятие с использованием гербария прошёл плодотворно,
в этом можно было убедится, глядя на активность детей, привлечения ими родителей, так что они сами заинтересовались этой темой.
Дети на протяжении, длительного времени носили в детский сад листочки, пусть даже и одни и те же. И каждый день заглядывают, не высохли ли их листочки, чтобы поскорее, создать собственный гербарий.
Содержание гербария
1. Берёза ---3
2. Вяз разрезной---4
3. Дуб ---5
4. Ива ---6
5. Клён Американский---7
6. Клён остролистный---8
7. Каштан---9
8. Липа---10
9. Ольха---11
10. Орешник---12
11. Осина---13
12. Рябина---14
13. Тополь---15
14. Туя---16
15. Ясень---17
16. Ёлка---18
17. Лиственница---19
18. Пихта---20
19. Сосна---21