Ирина Балахонова
Конспект занятия ООД «Путешествие в мир природы»
Цель: обобщение и систематизация знаний о природе.
Задачи:
Образовательные : способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; расширять представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; учить детей рисовать в нетрадиционной технике (ниткопись, рисование клеевой кистью, поролоном).
Публикация «Конспект занятия ООД „Путешествие в мир природы“» размещена в разделах
Развивающие : развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники рисования.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Материал и оборудование: СD проигрыватель, диски с музыкальными произведениями, наглядный материал, панно для модели «Лес», клей, клеевая кисть, нитки, краски коричневого цвета, поролон, трафарет, лист белой бумаги, клеенка, салфетка, предметные картинки:
-Листья и ветки деревьев: ель, сосна, береза, рябина, осина, черемуха, дуб, клен, липа;
-Лекарственные растения: подорожник, мать-и-мачеха, душица, липа, одуванчик, ландыш, крапива, малина, шиповник;
-Ягоды: голубика, брусника, земляника, крыжовник;
-Грибы: подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор;
-Животные: рысь, лиса, белка, волк, медведь, еж, крот, барсук;
-Картинка с изображением вырубленного леса;
-Картинки «Береги природу»
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, и больше не будем отвлекаться.
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: Стихотворение о природе.
Воспитатель: Что такое природа?
Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.
Воспитатель: Какая бывает природа?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Воспитатель: Почему мы называем природу живой?
Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.
Воспитатель: Ребята, у меня на столе лежат картинки с изображением живой и неживой природы. Нам нужно их разобрать. Девочки будут выбирать картинки с живой природой, а мальчики с неживой.
Воспитатель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?
Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.
Воспитатель: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!
Ребята, а вы хотите побывать в лесу у Старичка-Лесовичка?
Но только повести вас я смогу, если буду уверена, что вы умеете беречь природу. Давайте проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Я буду говорить вам предложения. Если вы с ними согласны, говорите «да», а если не согласны, говорите «нет». Понятно? Тогда, внимание!
Игра «Если я приду в лесок».
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет).
- Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (Нет).
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да).
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да).
- Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет).
- Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет).
- Если мусор уберу, банку закопаю? (Да).
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да).
Теперь можно отправляться в путь.
Воспитатель: Чтобы попасть в лес, необходимо узнать дерево по листку или ветке.
Дидактическая игра «Узнай дерево по листку, ветке».
(сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ель).
Воспитатель: Вы так много разных деревьев назвали. Молодцы. В каком лесу мы оказались?
Дети: В смешанном лесу.
Воспитатель: А какие еще бывают леса?
Воспитатель: Вот мы и на лесной поляне. А кто на пенечке сидит?
Дети «Айболит».
Воспитатель: Ребята, вспомните, кто такой Айболит?
Дети: Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Воспитатель: Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
Летом рад я свежей ягоде медвежьей,
А сушенная в запас, лечит от простуды нас.
(малина)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(шиповник)
Воспитатель: Шиповник богат витамином С.
Воспитатель: Какой цветок лечит больное сердце?
Дети: Ландыш.
Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека – это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!
Воспитатель: Ребята, а какой чистый воздух в лесу. Мы погуляем и немного разомнемся.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела,
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
Воспитатель: Ребята, какие дары преподносит нам лес?
Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.
Воспитатель: Рассмотрите картинки, назовите что на них изображено и скажите, что лишнее.
Игра «4-й лишний».
Клюква, голубика, земляника, крыжовник.
Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.
Дети: Лишний мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные.
Воспитатель: можно уничтожать мухоморы?
Дети: Нет. Мухоморы – лекарство для лосей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто-то оставил нам письмо, наверное, Старичок-Лесовичок.
В лесу случилась беда. Кто-то вырубил много деревьев. Нужна ваша помощь.
Воспитатель: в старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивал самок и детенышей, выпускали рыбу с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению не все люди в наше время соблюдают эти добрые традиции. Вырубают леса, уничтожают животный мир. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Воспитатель: Как мы можем помочь?
Дети: Надо посадить новые деревья.
Воспитатель: Правильно. Вот это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать.
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Воспитатель: Я предлагаю нарисовать деревья и посадить их в лесу у Старичка-Лесовичка.
Пальчиковая гимнастика.
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата.
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.
Продуктивная деятельность «Дерево» (ниткопись, рисование поролоном).
1. Взять чистый лист и сверху наложить на него трафарет ствола дерева.
2. Взять поролон, набрать коричневой краски и примакивать сверху вниз, плотно заполняя краской всю поверхность ствола.
3. Взять клеевую кисть и намазать клеем всю крону.
4. Взять нитки зеленого цвета и приклеить их.
5. Снять трафарет.
Спокойная музыка.
Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом. Провожу индивидуальную работу. Предупреждаю об окончании работы.
(Готовые работы выставляются на мольберт).
Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что Старичок-Лесовичок обрадуется, увидев ваш подарок. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях. А нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель Вот и закончилось наше путешествие в лес. Что больше всего вам понравилось на нашем занятии.
Дети: «Айболит», «Дары леса», «Дерево» (рисование поролоном).