ЕЛЕНА ПИЛЬНИКОВА
Конспект ООД «Разнообразие природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие» ФЦКМ
Тема «Разнообразие природы»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическая культура», «Речевое развитие», «Социально –коммуникативное развитие».
«Речевое развитие» - учить свободно общаться со взрослыми и детьми.
«Познавательное развитие» - расширять представления об окружающем мире.
«Физическая культура» -развивать выразительность движений, снятие мышечного напряжения, смена видов деятельности.
Публикация «Конспект ООД „Разнообразие природы“» размещена в разделах
«Социально –коммуникативное развитие» -формировать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь.
Цель: систематизация представлений детей о многообразии природы.
Образовательные задачи:
1. расширять знания об ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ,отличать живые объекты природы от не неживых.
2. способствовать формированию понятия о взаимосвязи человека и природы.
3. расширение знаний об объектах живой природы.
Развивающие задачи:
1. развивать эмоциональную отзывчивость вовлечения в совместную деятельность.
2. самотоятельно и при помощи взрослых решать поставленную проблему, аргументировать свои ответы,развивать целеустремлённость.
3. побуждать речевую активность.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать желание оказать помощь.
2. формирование навыка сотрудничества, взаимопомощи, инициативности.
3. поддержание навыка детей совершать нравственные поступки.
Методы и приемы:
1 Словесный:, беседа, анализ ситуаций, игра.
2. Наглядный: показ, демонстрация, поисково –исследовательский.
3. Оздоровительный: игра малой подвижности, игра на звукоподражание.
Предварительная работа:
С детьми: аудиозапись «Звуки природы насекомые»,Д/И «Животные нашей планеты»,»Природные зроны»,загадки о природе,чтение рассказов Е. Чарушина «Рассказы о животных»,беседа «Берегите природу».
С родителями: Консультация «Экологическое воспитание старших дошкольников»
С педагогами: изготовление альбомов для рассматирвания «Насекомые», «Рыбы», «Живая и неживая природа»
Материалы и оборудование: мрольберт, магниты,сюжетные картинки на темы «Птицы», «Рыбы», «Насекомые» «Живая и неживая природа», аудиозапись «Птицы»,Д/игра «Перевётрыши».
Словарь:
Активный: живая, неживая, природа, вода, человек.
Пассивный: объект, пернатые,дубрава, роща.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДЕЯЕТЕЛЬНОСТЬ ПЕДГОГА ПРИМЕЧАНИЯ
Организационный момент.
Цель: установление контакта, создание положительной атмосферы.
Задачи:
1. заинтересовать и привлечь внимание детей к совместной деятельности.
2. активизировать мыслительную деятельность.
3. поддержать интерес к дальнейшей работе.
Дети: «Звуки леса,пение птиц,ветер…»
Дети: «что сделано руками человека»
Инд. ответы детей.
Дети: «Деревья, птицы….растут, двигаются.»
Инд. ответы.
Дети «Мел остался мелом
Дети: «Вода останется водой»
Инд. ответы
-Ребята, закройте глаза…
-Что вы услышали?
-Как можно назвать это одним словом?
-Природа –это то,что существует независимо от человека. - вода,воздух, птицы….
-а что мы не можем назвать природой?
Задание №1. Игра «Природа –не природа»
Цель: уточнить представление детей об объектах природы.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа».
-Предлагаю подойти к столу и выбрать по одной картинке, сказать к чему относится: природа или нет
-Что «не природа»? Почему?
-Посмотрите на объекты,которые вы отнесли к природе. На какие две группы их можно разделить?
-Почему это живая природа?
-неживая…
Задание №2 .Опыт «Мел и вода»
Цель: учить анализировать ситуацию, делать выводы.
- Я поделю мел на2 части. Что с ним стало?
-Он перестал быть мелом?
-А что будет с водой, если я перелью её из одного стакана в другой?
-Она перстанет быть водой?
-А было бы с бабочкой, если бы мы ее разделили на части?
-Я предлагаю вам сегодня поговорить о живой природе…вспомнить объкты живой природы. и надеюсь, что вы что –нибудь узнаете нового.
Педагог привлекает внимание к аудиозаписи.
Привлечь внимание к карточкам. (разложены на столе)
Основная часть.
Цель: обобщить и систематизировать знания о живой природе и ее объектах
Задачи:
1. активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.
2. разивать познавательный интерес.
3 обогащать словарный запас.
Методы: речевая игра, беседа, рассматривание, игра малой подвижности, анализ ситуаций.
Инд. ответы.
Дети: «березняк,или березовая роща
-Сосновый Бор
- Ельник
-Дубрава
Дети: Смешанный лес, там растут разные виды деревьев
Дети : «Деревья»
Дети»Кустарники»
Инд ответы.
Дети «Травы,цветы»
Инд. ответы.
Дети :Пернатые»
Инд. ответы.
Инд. ответы.
Дети»В реке, море, океане»
Инд. ответы.
Дети»Чтобы рыбы дышали»
Инд. ответ
Инд. ответы
-Ребята, а где можно увидеть разнообразие живой природы?
-Что можно увидеть в лесу?
_Да, когда приезжаешь в лес, то первое, что мы видим это могучие деревья.
-Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?
-Какие деревья знаете?
- Как называется место, где растут только берёзы(
-Сосны вышли на бугор
Лес такой – сосновый
-А где растут ели?
- Дуб налево, дуб направо,
Это что у нас?
- Ребята, а ещё какой бывает лес?
- Какие деревья растут в смешанном лесу? (Лиственные и хвойные).
- Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям. ?Назовите кустарники.
- Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.
-Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают?
-Что их держит?
-Зачем для растений необходим корень?
-Что необходимо для роста растений?
-Какую пользу приносят деревья, кустарники цветы?
-Вы знаете уже,что деревья
, кустарники трава служать убежицем для птиц, животных и насекомых. Давайте поговрим о птицах.
Задание №3. Игра «Угадай, чей голос»
Цель: уметь определять на слух пение птиц, называть ёё.
-А как можно назвать птиц по другому?
-какие перелетные?
-Кочующие
-Оседлые?
-Чем хищные по внешнему виду отличаются от насекомоядных?
-Почему воробья так назвали? ( он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!
- А почему сороку назвали сорокой?
- А как насекомые издают звуки. Давайте вспомним
Задание№4. Игра «Какой звук»
Цель: обобщить знания о насекомых.
-Жук –бьёт крыльями о брюшко
-Комар- есть жужжальца на лапках и они колебаюся во время полета
-Пчела, -чем больше она набрала нектара, тем громче жужжание
-Бабочка -удар ребром крыла о грудь
-А теперь вопросы на смекалку
-Представье, что исчезнут наскомые. Что произойдет?-
Далее. птицы. деревья…животные. ручьи. реки. моря и океаны.. Не будет воды…будет пустыня. погибнет человек
-А без вода человек не может жить,как и какой объект природы, который живет в воде?
-где можно увидеть рыб?
-Какие речные?
-Морские?
-А зачем зимой прорубают проруби?
-Что нужно рыбам для жизни?
-А теперь ответим на вопросы,но прежде чем отвечать. подумайте
Задание №5 .Игра малой подвижности»Отгадай животное»
Цель: развитие слухового внимания, памяти.
1. У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)
2 Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
3 Какое животное называют “кораблём пустыни”
4. Какое животное любит выть на луну?
5. Животное с самыми большими ушами?
6. Какое животное носит своего малыша в сумке?
7. какое животное одето в тельняшку?
8. Какие птицы не умеют летать?
-О каком объекте природы мы ответили на вопросы?
-Ребята, скоро лето. природа проснётся ото сна, И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках, в лесу. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.
Задание№ 6 Дидактическая игра «Перевертыши»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, обогащение словаря.
-Какие знаки вы собрали.
1. Нельзя разорять гнезда птиц и муравейники.
2. Нельзя вырывать растения с корнем
-Нельзя шуметь в лесу
-Нельзя давить грибы ногами
-Нельзя бить стекло
-За собой нужно убрать или закопать мусор
-Не рвать редкие растения
-Разжигать костры в неположенном месте
-Не ломать ветви деревьев.
Работа на местах,привлечь внимание к плакату.
Показ демонстрационного материала.
Привлечь внимание к аудиозаписи и изображениям птиц.
Работа около доски «Зкологическая цепочка»
Работа в кругу на ковре.
Педагог передает шар детям.
Индивидуальная работа за столами.
Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение).
Заключительная часть.
Цель: активизировать словарный запас, обобщение полученных знаний.
Инд. ответы
Инд. ответы -Для того, чтобы нас радовала природа и лес своей красотой нужно очень много времени. Давайте представим, что мы превратились в волшебников и каждый из вас должен подарить ей подарок.
Задание№7 Дидактическая игра «Если бы я был волшебником
Цель:развитие воображения, активизация словаря.
Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.
Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.
Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.
Лес, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.
Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.
Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.
Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.
Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.
Лес, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.
Лес, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.
-Ребята, что вам было сегодня легко в нашей рабоите?
-В чем испытывали затруднения?
-О чем хотите узнать?
-Спасибо за работу.