Ольга Резец
Проект для младшей группы «Волшебная капелька»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Тип проекта : долгосрочный (ноябрь – апрель)
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Публикация «Проект для младшей группы „Волшебная капелька“» размещена в разделах
Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, я убедилась в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей. Игры с водой благодатно действуют на детей. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Я уверена, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию её свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста. Знакомство младших дошкольников с водой и её свойствами – не только начальный этап формирования культурно-гигиенических навыков, но и процесс, который активизирует познавательную и поисковую деятельность ребё нка: дети знакомятся со свойствами воды (чистая, грязная, мыльная, прозрачная, цветная, получают представления о плавающих и тонущих телах и температурные ощущения (вода холодная, тёплая, со свойствами предметов (сухой - мокрый, развивается цветовое восприятие. Игры с водой побуждают детей выражению своих мыслей и желаний словами (развивается активная и пассивная речь, развитию первичных навыков общения (участие детей в совместных играх). При знакомстве детей с водой, у детей развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус, обогащаются тактильные ощущения. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Проект состоит из трё х этапов: Подготовительный, основной и заключительный.
На первом этапе я составила картотеку опытов и экспериментов; подобрала необходимый материал (губки, формочки для льда, камешки, палочки и т. д.). Провела родительское собрание. Рассказала об опытно – экспериментальной деятельности детей младшего возраста в общем, а затем рассказала о разработке и реализации проекта о воде «Волшебная капелька». Объяснила, несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Попросила родителей быть активными участниками проекта.
Паспорт проекта.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема проекта «Волшебная капелька».
Тип проекта : долгосрочный (ноябрь – апрель)
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатель, родители.
Цель проекта : формирование элементарных представлений о значении воды для человека.
Задачи проекта :
- формирование представления о свойствах воды (льётся, переливается, нагревается, охлаждается и т. д.);
- развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
- осознание детьми значения воды в жизни людей, животных, растений;
- воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов;
- формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье;
- воспитывать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной работе.
План реализации проекта :
- вовлечение детей и родителей в творческий процесс;
- сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;
- составить перспективный план работы;
- организация проекта;
- анализ проектной деятельности.
Ожидаемый результат:
- у детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений;
- дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса и т. д.) в процессе практических опытов с водой;
- у детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
- у детей сформированы осознанные представления о необходимости заботиться о своём здоровье;
- у детей сформировано эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной работе.
Продукты проекта :
- выставка совместных рисунков детей с родителями;
-продукты, созданные детьми во время проведения экспериментов;
Перспективный план
Вид деятельности Задачи Срок выполнения
Родительское собрание на тему «Опытно – экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей младшего возраста»
Повышение уровня знаний родителей. Вовлечение в совместную деятельность по реализации проекта Ноябрь
3 неделя
Опыт: «Какая ты водица». Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, текучая, в ней видны предметы. Ноябрь
4 неделя
Опыт: Тонет – не тонет».
Формировать понятие, что тяжёлые предметы тонут, лёгкие остаются на поверхности.
Декабрь
1 неделя
Формирование КГН: «Водичка серебристая струится из под крана». Продолжать формировать у детей КГН, желание всегда быть чистым, аккуратным; уважительно относиться к своему телу. Формировать понимание значимости здоровья и бережного отношения к нему. Декабрь
2 неделя
Познакомить детей со свойствами воды.
1. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
2. Развивать активный словарь.
3. Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
«Рисование на мокром листе». Вызвать у детей желание рисовать на мокром листе, выяснить, что краски смешиваются, получаются новые цвета. Декабрь
3неделя
Трудовое поручение «Сажаем пшеницу» Вовлекать детей в трудовую деятельность, формировать понимание значимости и ценности воды для всего живого. Декабрь
4 неделя
Наблюдаем за ростом и развитием пшеницы. Дать детям понятие, что вода очень важна для роста растений. Декабрь
5неделя
Наблюдение
природных явлений (снег). Расширять представления о характерных особенностях зимней погоды: холодно, мороз, поэтому идёт снег. Январь
3 неделя
Опыт «Снеговик в гостях у детей». Дать представление о свойстве снега превращаться в воду. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику. Январь
4 неделя
Опыт: «Куда вода гулять отправилась». Дать детям представление о том, что вода двигается, её можно собрать различными материалами – губкой, салфеткой. Февраль
1 неделя
Опыт: «Изготовление цветных льдинок». Закреплять свойства воды. Развивать творческое воображение. Февраль
2 неделя
Трудовые поручения «Польём цветы». Продолжать формировать понимание значимости и ценности воды для всего живого. Февраль
3 неделя
Сюжетно – ролевая игра «Постираем кукле платье». Формировать у детей умение называть температуру воды. Февраль
4 неделя
Чтение художественного произведения А. Барто «Девочка чумазая». Продолжать формировать понимание значимости и ценности воды. Формировать негативное отношение к неопрятности при ознакомлении с примерами поведения героев произведений художественной литературы. Март
1неделя
Сюжетно – ролевая игра «Купание куклы Маши». Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая». Воспитывать культурно- гигиенические навыки, Воспитывать культурно- гигиенические навыки. Март
2 неделя
Совместная продуктивная деятельность родителей и детей на тему «Волшебная капелька». Вовлекать в совместную деятельность родителей Март
3 неделя
Чтение сказки «Заюшкина избушка». Продолжать формировать понятие, что вода может быть не только в твёрдом состоянии, но и под воздействием тепла превращаться в жидкое состояние. Март
4 неделя
Опыт: «В воде не тонет». Игра «Пускаем кораблики». Продолжать формировать понятие, что лёгкие предметы не тонут. Март
5 неделя
Беседа об обитателях воды.
Опыт: «Пускаем воздух в воду» (использование трубочек).
Познакомить детей с обитателями воды, понаблюдать, что происходит с водой, когда в неё поступает воздух.
Апрель
1 неделя
Совместная работа родителей и детей «Формирование культурно – гигиенических навыков»
«Мамины помощники» Вовлекать родителей в реализацию проекта.
Показ родителями в домашних условиях значение ценности воды. Апрель
2 неделя
Наблюдение: «Дождик, дождик – кап, кап…» Учить детей осуществлять наблюдение, по его итогам давать характеристику дождя. Обогащать опыт восприятия явлений природы в образной форме. Апрель
3 неделя