Людмила Савельева
Тема проекта «Береги энергию»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы над проектом
1. Мы создали экологический совет
2. Решили работать над проблемой
3. Разработали план
а) Помогли Теплоше и Электроше
б) провели опыт
в) познакомили с информацией
г) проводили на занятиях порисованию, лепке, аппликации
д) проводили подвижные игры
4. Прочитали детям сказки, загадки
5. Провели опыт
6. Дети рисовали
7. проводили подвижные игры
8. Рассматривали иллюстрации
9. Разработали сказку
Введение
Публикация «Тема проекта „Береги энергию“» размещена в разделах
В дошкольной педагогике эксперименты и опыты с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. В настоящее время, когда на основе принципов детского сада разработана новая система экологического воспитания, роль сенсорного развития существенно изменяется. Как и во всей программной образовательной работе, ведущей, формой сенсорного воспитания становится, исследовательная деятельность. Их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу планомерно формировать сенсорные процессы (ощущения, представления, содействовать умственному развитию детей
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к опытам, экспериментам, исследовательской деятельности, особенно такие как, воздух, почва, вода, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Педагоги учитывают этот интерес и пытаются расширить эти знания детей в этой области. Однако с содержанием этих понятий и формирование экологических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучших результатов. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является экологическое воспитание. В связи с этим нас заинтересовала проблема: обеспечить исследовательную деятельностью в развитии сенсорного воспитания детей 4-5 лет, в свете современных требований.
Объект – процесс развития представлений об электричестве у детей дошкольного возраста.
Предмет – использовать экспериментирование для развития у детей представлений об электричестве.
Цель работы - теоритически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования экологического воспитания для закрепления детей дошкольного возраста представлений об электричестве.
Гипотеза: Восприятие информации детьми будет эффективным в том случае, если в процессе обучения и закрепления знаний, активно использовать дидактические игры.
Задачи исследования:
- на основе теоритического анализа литературы раскрыть сущность понятий: электричество, энергосбережение, тепло сбережение, сбережение воды, опыты, игровые методы;
- выявить особенности экологического развития детей дошкольного возраста;
- изучить уровень развития детей представлений об электричестве;
- подобрать и апробировать дидактические игры, направленные на развитие представлений об электричестве;
- обработать полученные результаты;
- разработать методические рекомендации для воспитателей;
Методы исследования:
- теоритический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- Эксперимент;
- метод экологического воспитания.
База исследования исследование проводилось в СП№3, г. Чапаевска
Участвовало 25 детей старшей группы «Гномики»
Практическая значимость состоит в том, что были разработаны методические рекомендации для воспитателей по развитию экологической деятельности детей и их развитию об окружающем мире.
Структура работы – состоит из введения, этапов работы, заключения, списка литературы, приложения.
1Этап проекта
Идея проекта «Береги энергию» возникла, после проведенной совместной работы с детьми по ознакомлению детей с понятиями «Как произошел огонь».
Мы оформили для детей, совместно с родителями фотовыставку «Путь Огня», затем был создан музей «Музей Огня» где были представлены экспонаты, собранные совместно с детьми.
В дальнейшем, мы продолжили развивать тему, а что же пришло на смену «огня» в современном мире. Откуда выяснилось, что дети не совсем владеют информацией, или не совсем корректны их знания.
Мы решили развивать тему и подвести детей к пониманию того, что такое энергия, какая она бывает, как правильно использовать энергию и как ее беречь. Пригласили в гости (представителй энергии и тпела) Электоршу и Теплошу, которым мы должны были помочь донести до людей, как нужно беречь электричество и тепло.
IIэтап выполнения проекта
Работая над темой, мы узнали много нового, полезного и интересного. Не, скроим, мы были удивлены, что многие взрослые люди совершенно не задумываются над тем, как сберечь энергию! Они потребляют такое большое количество электричества и тепла, тратят его просто «впустую» И тратят за это большие денежки.
Успешное использование дидактических игр в качестве игровой формы использовались следующие известные виды дидактических игр.
- Игры – поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием предмета.
- игры с поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, закрепляя тем самым пространственные ориентиры.
- игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай?», «Отгадай?», «Что изменилось?», в этой игре дети совершенствую свои навыки.
- Сюжетно ролевые игры, действие которых заключается в изображении различных ситуаций и выполнение ролей взрослых. Существуют такие игры, как «Магазин», «Путешествие», «Музей», где дети играют и не замечают, как закрепляют материал, пройдённый в процессе исследования.
- игры- соревнования, основные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. д.
- Строительные игры – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действий. Тем самым, развивая конструктивное мышление, обогащение речи.
- Дидактические игры – одновременно являются формой обучения, развивая самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Такие игры у детей развивают силы воли, терпение, ловкость, мышление. Именно это заставляет детей внимательно всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, как это требуется по условиям и правилам игры.
Таким, образом, игра для детей – являлась средством всестороннего воспитания и развития.
Так же работая над темой, помогло нам чтение художественной литературы, таких сказок, как:
Р. н. с. «Как появился огонь», «Соколов С. «Три сказки про огонь»
Каменская Е. «Сказка про лампочку», А. Круиз «Сказка про лампочку»
Ведищева С. «Электричество вокруг нас».
После чтения художественной литературы мы рассматривали картины, иллюстрации с изображением, какая бывает энергия.
Хорошее побудительное воздействие оказывают на детей поощрение, поддержка словом, показ достижений, положительная оценка, что позволяет почувствовать удовлетворение от своих достижений. У детей развивается вкус к приобретению новых знаний.
III этап
Для подтверждения теоритических положений были проведенны работы6
• Мы создали эко патруль за наблюдением, «как в детском саду бережется свет, тепло, вода»
• Совместно с родителями провели индивидуальные наблюдения в домашних условиях из личного опыта детей, дети создали личные проекты.
• Провели экспериментальное исследование уровня развития у детей по представлению – что такое электричество:
Цель мониторинга – выявить уровень знаний детей об электричестве;
- подобрать методику исследования
Для этого мы с детьми провели опыты
- Где в быту можно поймать электричество.
- безопасное электричество.
- волшебные шары.
Таким образом, выявляя уровень знаний у детей, мы установили, что:
- что некоторые дети испытывали затруднения, были скованны, мы думаем из-за плохо развитой речи, в целом они старались, отвечали правильно. Но затрачивая больше времени на ответы.
- некоторые дети отвечали неуверенно, из–за небогатого словарного запаса.
- большая часть детей, самостоятельно справлялась с заданием, правильно отвечали на вопросы, с максимально затраченным временем. У всех было хорошее настроение. Пытались подсказывать друг другу.
Проведенное исследование позволило нам составить методические рекомендации для воспитателей.
Методические рекомендации для воспитателей:
1. Подобрать и оформить дидактические игры на закрепление у детей знаний об электричестве.
2. Создать занимательный экспериментальный уголок в группе, включить в его содержание разные виды дидактических игр; настольно –печатные игры, в том числе и на закрепление знания электроприборов.
3. Систематически использовать дидактические игры на занятиях и в повседневной жизни.
4. Организовать экологические игры на свежем воздухе
5. Организовать выставку дидактических игр для родителей
6. Познакомить родителей с содержанием дидактических игр, привлекать их к совместной деятельности.