Ирина Рогожкина
Программа «Береги осанку с детства!»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из оздоровительных задач направления «Физическое развитие» примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга», реализуемой в нашем образовательном учреждении (ОУ, является задача формирования и совершенствования правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Осанка - привычное положение тела человека во время движения и покоя - формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры - «опорного корсета».
Публикация «Программа „Береги осанку с детства!“» размещена в разделах
Виды осанки - правильная, сутулая, лордотическая (круглая спина, кифотическая, выпрямленная (плоская спина, асимметричнная.
Причины нарушения осанки возникают и чаще всего в связи со снижением двигательной активности (ДА) в период интенсивного физического развития ребенка. Заметив изменение осанки необходимо обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха и др.) Коротко остановимся на основных заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Сколиоз или сколиотическая болезнь - это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков. При сколиозе даже в начальной стадии наблюдается деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.
Большое влияние на формирование осанки у детей дошкольного возраста оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы, генетическая предрасположенность строения и развития опорно-двигательного аппарата.
Позвоночник - это одна из наиболее важных частей костной системы. Функции позвоночника - опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений - обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.
Позвоночник состоит из следующих отделов: шейного, грудного, поясничного (переходящего в крестец, копчикового - с умеренными физиологическими изгибами, имеющими переднее-заднее направление.
Физиологические изгибы позвоночника у ребенка-дошкольника выражены умеренно. Голова и туловище держатся прямо, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые.
В 2008 году в целях реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование» в нашем ДОУ была разработана Программа направленная на сохранение и укрепление здоровья детей «Береги осанку с детства!».
Основная идея Программы заключается в том, что наряду с физическим здоровьем ДОУ призвано формировать у детей систему ценностей, ориентированных на социально-нравственное здоровье, способствовать их самореализации и личностному росту.
Задачи Программы : способствовать формированию правильной осанки, развитию и совершенствованию основных видов движений, воспитанию потребности в здоровом образе жизни. Настоящая Программа приоритетными направлениями своей деятельности определяет сохранение и развитие социально-нравственного, психологического и физического здоровья детей-дошкольников.
Решение поставленных в рамках Программы задач реализуются через открытую модель скоординированной деятельности ряда служб ОУ - медико-социально-психолого-педагогических.
Организационно-управленческое пространство деятельности по Программе представлено лабораторией содействия здоровью, членами которой являются представители администрации, психологи, медицинские работники, инструктор по физической культуре, логопед.
Реализация данной Программы осуществляется по различным направлениям: работа с детьми; работа с педагогами и сотрудниками дошкольного учреждения; работа с родителями (законными представителями) воспитанников посещающих ДОУ. Деятельность в рамках обозначенных направлений Программы реализуется посредством различных современных здоровьесберегающих технологий по физической культуре, включающих в примерную основную программу дошкольного образования «Радуга».
Остановимся на формах и методах работы используемых при реализации Программы.
Физическое здоровье:
• Программа оздоровительных мероприятий «Мама, папа, я – спортивная семья».
• Программа оздоровительных мероприятий «Наш спортивный детский сад».
• Комплекс оздоровительных мероприятий «В здоровом теле – здоровый дух».
• Кросс «Золотая осень» (в рамках Всероссийского легкоатлетического забега «Кросс Нации»).
• Соревнования по лыжным гонкам на кубок мэра города Нижневартовска «Лыжня для всех».
• Губернаторские состязания.
• Спартакиада для дошкольников ДОУ города (по четырем видам спортивных соревнований).
Психологическое здоровье:
• Проведение практикумов и лекториев для сотрудников и родителей воспитанников по вопросам посредством работы родительского клуба «Здоровая семья – здоровый ребенок!».
• Проведение родительских собраний и конференции по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
• Проведение тренингов для педагогов по аспектам причин и способов снятия психо-эмоционального напряжения как у детей так и у взрослых.
• Оснащение сенсорной комнаты для детей младшего дошкольного возраста.
• Оснащение «уголков уединения» в групповых комнатах.
• Приобретение, установка и освоение компьютерных программ для обработке диагностических методик физического развития дошкольников оборудования.
• Проведение диагностических психологических обследований в рамках мониторинга здоровья.
• Проведение семинаров для педагогов «Стресс и антистресс», «Психогенная школа», «Основы антистрессовой педагогики», «Оценка и отметка – в чем разница», «Не хочу в детский сад!».
Одной из основных задач Программы стало создание и внедрение в ходе её реализации системы мониторинга эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе по формированию правильной осанки дошкольников в условиях ДОУ позволяющей определить технологии и методы здоровьесбережения, которые станут эффективными и результативными для участников образовательного процесса.
Общей целью мониторинга является выявление методологических подходов, стратегий деятельности, педагогических технологий по сохранению, развитию и формированию социально-нравственного, психологического и физического здоровья.
При разработке системы мониторинга также соблюдалось триединство понятия здоровья, соответственно и в данной системе представлены психологические, педагогические и медицинские показатели.
Медицинские показатели:
- Уровень и гармоничность физического развития.
- Оценка функционального состояния органов и систем.
- Уровень травматизма.
- Уровень физической подготовленности.
Психологические показатели здоровья:
- Мотивация.
- Работоспособность.
- Кратковременная память.
- Самооценка.
Методики «как измерители подбирались по принципу надежности, минимальности временных затрат на проведение и обработку и при этом максимальной информативности».
Среди педагогических критериев были выделены следующие:
- Интерес к занятиям.
- Общительность.
- Самостоятельность.
- Доброжелательность.
- Уверенность в себе.
- Творческие способности.
- Трудолюбие.
- Свобода речи.
После проведения комплексной диагностики здоровья детей, проводим анализ в форме «Карта здоровья». Здесь фиксируются данные диагностики, и мы имеем возможность проследить динамику по отдельным детям и по отдельным показателям. Всё это позволяет определить сильные и слабые стороны образовательной деятельности, скоординированность работы всех служб ДОУ.
Работа по Программе дополнительного образования проводится в форме кружка 2 раза в неделю по 25-30 минут.
Таким образом, сохранение здоровья ребёнка – это основная задача и обязанность не только ДОУ, а в первую очередь – родителей. Необходимо помнить, что нарушение осанки это только начало, первые признаки многих будущих болезней. «Однако беречь - совсем не значит «дрожать» над ребёнком, потакать всем его капризам, выполнять любые желания, охать и причитать вокруг «бедного, бледного, усталого». Беречь – значит, твёрдо знать, как организовать режим дня, как рационально работать, как чередовать труд и отдых, как отдыхать, как закаливать ребёнка, и многое другое».
Родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Они называют много причин, но чаще всего это объясняется неумением организовать режим дня ребёнка и помочь ему его выполнять. Поэтому для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагогов и родителей (законных представителей).