МААМ-картинки

Проблема адаптации как предмет исследования в отечественной и зарубежной науке

Юлия Егорова
Проблема адаптации как предмет исследования в отечественной и зарубежной науке
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Проблема адаптации как предмет исследования в отечественной и зарубежной науке.

Выполнила: Егорова Юлия Викторовна.

В психологическом словаре под адаптацией понимается регулярный процесс активного приобщения личности к социальным условиям, а также результат данного процесса.

Публикация «Проблема адаптации как предмет исследования в отечественной и зарубежной науке» размещена в разделах

В исследованиях Ф. Б. Березина под адаптацией понимается процесс определения необходимого соответствия окружающей среды и личности в процессе реализации характерной человеку деятельности, позволяющая индивидууму удовлетворять необходимые потребности, реализуя связанные с ними актуальные цели (при условии сохранения физического и психического здоровья, при этом создавая необходимую психическую деятельность человека, а также его поведение требованиям окружающей среды [6].

По убеждению А. А. Налчаджян адаптация это некий социально-психологический процесс, который при благополучном может подвести личность к состоянию адаптированности [20, с. 18]. Под категорией социально-психологической адаптированности понимается состояние взаимоотношений и группы личности, ч учетом того, что личность без долговременных внутренних и внешних конфликтов способна эффективно реализовывать ведущий вид деятельности, удовлетворять свои базовые социогенные потребности, в необходимой степени способно идти навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляются к эталонной группе, и переживание состояния самоутверждения.

Категория адаптация в психологической литературе понимается с прицелом на специфику взаимодействия личности и социальной среды, на личностные, индивидуальные качества и структуру личности в целом, на реализацию личностного потенциала и усвоенных ценностей, на соответствие самым актуальным потребностям уровню их удовлетворения, на активность личности, которые соответствуют объекту и задачам исследования, а также разнообразным вопросам процесса адаптации. В некоторых работах категория адаптации личности изучается сквозь призму соотношения с понятиями развития и социализации личности. Кроме того, по мнению одних авторов процесс адаптации является постоянным, по утверждению других личность «начинает реализовывать адаптивные процессы в тех случаях, которые являются в контексте проблемных ситуаций (а не только при переживании конфликтных ситуаций).

В целом подчеркнем, что разнообразные определения адаптации, как и ее качественно своеобразные содержательные компоненты, стоит определить между полюсами в некотором смысле общего (взаимодействие индивида со средой) а также конкретного, которое охватывает специфику данного взаимодействия, которое имеет связь с характеристикой окружающей социальной среды, усвоение ценностей и норм новой для личности группы, формирование его отношения к ним, освоение системы межличностных отношений и деятельности, уровень его вовлеченности в деятельность и отношения, вопросы реализации личностного потенциала.

Достаточно регулярно используются категории, определяющие содержательно процесс социально-психологической адаптации, а именно: «усвоение норм и ценностей коллектива», «взаимодействие индивида со средой», «формирование позитивного отношения к социальным нормам», «выработка образцов поведения и общения», «самореализация индивида». «включение в систему деятельности и межличностных отношений».

В изучении процесса социально-психологической адаптации при вхождении и становлении личности в общности, А. В. Петровский, выделяет следующие 3 ее фазы [23].

1). А. В. Петровский обозначает эту первую фазу как фазу адаптации. Данная, первая фаза предусматривает становления личности, усвоение в общности действующих норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности. В новую группу взяв с собой все, что определяет его индивидуальность, субъект не в состоянии реализовать потребность продемонстрировать себя как личность раньше, чем сможет овладеть действующими в группе нормами (нравственными, учебными и т. д.) и не сможет овладеть теми средствами и приемами деятельности, которыми другие члены группы владеют. У него существует объективная необходимость быть «таким, как все», адаптироваться максимально в обществе. Это может быть достигнуто (одними людьми более, а другими менее успешно) исходя из субъективно переживаемых утрат нескольких своих индивидуальных отличий при некотором кажущемся растворении в «общей массе». Субъективно в связи с тем, что фактически индивид часто желает продолжить себя в других людях посредством свих деяний, изменением у других людей мотивационно - смысловой сферы, которые имеют значение только для них, а не для него самого. Личность на данном этапе объективно может при конкретных условиях выступать как личность для других, однако в необходимой мере и не понимая данный значимый для него факт. В групповой деятельности при этом начинают складываться положительные условия для развития новообразований личности, которых до данной ситуации не было у личности, однако которые имеют или уже начинают складываться у других членов группы и могут соответствовать уровню группового развития и способны поддержать данный уровень.

2). Вторая фаза, фаза индивидуализации, определяется складывающимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что человек смог стать таким, как все в группе, - и на первом этапе невозможностью удовлетворить потребность личности в максимальной персонализации. Данная фаза связана с поиском способов и средств с целью понимания своей индивидуальности.

3). Третья фаза - фаза интеграции личности в общности. Она имеет связь с противоречием между сложившимся на предыдущей фазе желанием субъекта стать идеально представленным своими способностями и эффективными для него отличиями в общности, а также потребностью общности в одобрении и культивировании лишь тех демонстрируемых им индивидуальных особенностей, которые ей могут импонировать, соответствовать ее ценностям, способствовать успеху в рамках совместной деятельности и т. д. На данной фазе наблюдается взаимная трансформация личности и группы. В ом случае, если противоречие между группой и индивидом оказывается не устраненным, появляется дезинтеграция, которая имеет следствие или вытеснение личности из данной общности, или ее полную изоляцию в ней, что приводит к завершению характеристик эгоцентрической индивидуализации, или ее возврату на более раннюю фазу развития, что в благоприятном коллективе может сопровождаться принятием необходимых воспитательных мер, которые способны обеспечить эффективность адаптации личности. В контексте данной фазы в групповой деятельности у личности возникают новообразования, которых до этого у него не зафиксировано и, скорей всего и нет и у других членов группы, однако которые могут ответить необходимостью и потребностью в групповом развитии, а также личной потребности индивида реализовывать существенный вклад в жизнь группы.

Каждая из вышеизложенных фаз определяется как этап становления личности индивида в ее существенных качествах и проявлениях - здесь могут протекать микроциклы его развития. В том случае, если личность по мнению А. В. Петровского, не сможет целиком решить сложности адаптационного периода в устойчиво существенной для него социальной среде и войти во 2-ю фазу развития, у него начнут складываться качества безынициативности, конформности, появиться робость, зависимости, неуверенность в себе, а также в своих возможностях. В том случае, если находясь уже на этапе индивидуализации, личность в рамках индивидуальных отличий может стать отвергаемым членами общности, тогда данная ситуация способна привести к развитию агрессивность, завышенная самооценка, негативизм, подозрительность. Однако, если человек может удачно пережить фазу интеграции, то у него вполне вероятно сформируется коллективизм как качество личности.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Дидактическая игра «Укрась предмет» для детей 3–5 летДидактическая игра «Укрась предмет» для детей 3–5 лет Выполнила воспитатель высшей категории Марутян Г. В Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает.

Фотоотчет об участии во Всероссийской акции «Дети в науке»Фотоотчет об участии во Всероссийской акции «Дети в науке» Все мы знаем, что ребенок - это маленький экспериментатор, который стремиться познать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать.

Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?»Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Методическая разработка исследовательской деятельности «Дети в науке» с детьми старшей группыМетодическая разработка исследовательской деятельности «Дети в науке» с детьми старшей группы Задавались ли Вы вопросом, откуда берутся звуки? Почему одни звуки длинные, а другие короткие? Как усилить звук? Что мешает звуку распространяться?.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема адаптации как предмет исследования в отечественной и зарубежной науке
Опубликовано: 5 февраля 2022 в 13:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема адаптации как предмет исследования в отечественной и зарубежной науке» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Егорова (УИ 2384349) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД