Юлия Егорова
Проблема адаптации как предмет исследования в отечественной и зарубежной науке
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Проблема адаптации как предмет исследования в отечественной и зарубежной науке.
Выполнила: Егорова Юлия Викторовна.
В психологическом словаре под адаптацией понимается регулярный процесс активного приобщения личности к социальным условиям, а также результат данного процесса.
Публикация «Проблема адаптации как предмет исследования в отечественной и зарубежной науке» размещена в разделах
В исследованиях Ф. Б. Березина под адаптацией понимается процесс определения необходимого соответствия окружающей среды и личности в процессе реализации характерной человеку деятельности, позволяющая индивидууму удовлетворять необходимые потребности, реализуя связанные с ними актуальные цели (при условии сохранения физического и психического здоровья, при этом создавая необходимую психическую деятельность человека, а также его поведение требованиям окружающей среды [6].
По убеждению А. А. Налчаджян адаптация это некий социально-психологический процесс, который при благополучном может подвести личность к состоянию адаптированности [20, с. 18]. Под категорией социально-психологической адаптированности понимается состояние взаимоотношений и группы личности, ч учетом того, что личность без долговременных внутренних и внешних конфликтов способна эффективно реализовывать ведущий вид деятельности, удовлетворять свои базовые социогенные потребности, в необходимой степени способно идти навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляются к эталонной группе, и переживание состояния самоутверждения.
Категория адаптация в психологической литературе понимается с прицелом на специфику взаимодействия личности и социальной среды, на личностные, индивидуальные качества и структуру личности в целом, на реализацию личностного потенциала и усвоенных ценностей, на соответствие самым актуальным потребностям уровню их удовлетворения, на активность личности, которые соответствуют объекту и задачам исследования, а также разнообразным вопросам процесса адаптации. В некоторых работах категория адаптации личности изучается сквозь призму соотношения с понятиями развития и социализации личности. Кроме того, по мнению одних авторов процесс адаптации является постоянным, по утверждению других личность «начинает реализовывать адаптивные процессы в тех случаях, которые являются в контексте проблемных ситуаций (а не только при переживании конфликтных ситуаций).
В целом подчеркнем, что разнообразные определения адаптации, как и ее качественно своеобразные содержательные компоненты, стоит определить между полюсами в некотором смысле общего (взаимодействие индивида со средой) а также конкретного, которое охватывает специфику данного взаимодействия, которое имеет связь с характеристикой окружающей социальной среды, усвоение ценностей и норм новой для личности группы, формирование его отношения к ним, освоение системы межличностных отношений и деятельности, уровень его вовлеченности в деятельность и отношения, вопросы реализации личностного потенциала.
Достаточно регулярно используются категории, определяющие содержательно процесс социально-психологической адаптации, а именно: «усвоение норм и ценностей коллектива», «взаимодействие индивида со средой», «формирование позитивного отношения к социальным нормам», «выработка образцов поведения и общения», «самореализация индивида». «включение в систему деятельности и межличностных отношений».
В изучении процесса социально-психологической адаптации при вхождении и становлении личности в общности, А. В. Петровский, выделяет следующие 3 ее фазы [23].
1). А. В. Петровский обозначает эту первую фазу как фазу адаптации. Данная, первая фаза предусматривает становления личности, усвоение в общности действующих норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности. В новую группу взяв с собой все, что определяет его индивидуальность, субъект не в состоянии реализовать потребность продемонстрировать себя как личность раньше, чем сможет овладеть действующими в группе нормами (нравственными, учебными и т. д.) и не сможет овладеть теми средствами и приемами деятельности, которыми другие члены группы владеют. У него существует объективная необходимость быть «таким, как все», адаптироваться максимально в обществе. Это может быть достигнуто (одними людьми более, а другими менее успешно) исходя из субъективно переживаемых утрат нескольких своих индивидуальных отличий при некотором кажущемся растворении в «общей массе». Субъективно в связи с тем, что фактически индивид часто желает продолжить себя в других людях посредством свих деяний, изменением у других людей мотивационно - смысловой сферы, которые имеют значение только для них, а не для него самого. Личность на данном этапе объективно может при конкретных условиях выступать как личность для других, однако в необходимой мере и не понимая данный значимый для него факт. В групповой деятельности при этом начинают складываться положительные условия для развития новообразований личности, которых до данной ситуации не было у личности, однако которые имеют или уже начинают складываться у других членов группы и могут соответствовать уровню группового развития и способны поддержать данный уровень.
2). Вторая фаза, фаза индивидуализации, определяется складывающимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что человек смог стать таким, как все в группе, - и на первом этапе невозможностью удовлетворить потребность личности в максимальной персонализации. Данная фаза связана с поиском способов и средств с целью понимания своей индивидуальности.
3). Третья фаза - фаза интеграции личности в общности. Она имеет связь с противоречием между сложившимся на предыдущей фазе желанием субъекта стать идеально представленным своими способностями и эффективными для него отличиями в общности, а также потребностью общности в одобрении и культивировании лишь тех демонстрируемых им индивидуальных особенностей, которые ей могут импонировать, соответствовать ее ценностям, способствовать успеху в рамках совместной деятельности и т. д. На данной фазе наблюдается взаимная трансформация личности и группы. В ом случае, если противоречие между группой и индивидом оказывается не устраненным, появляется дезинтеграция, которая имеет следствие или вытеснение личности из данной общности, или ее полную изоляцию в ней, что приводит к завершению характеристик эгоцентрической индивидуализации, или ее возврату на более раннюю фазу развития, что в благоприятном коллективе может сопровождаться принятием необходимых воспитательных мер, которые способны обеспечить эффективность адаптации личности. В контексте данной фазы в групповой деятельности у личности возникают новообразования, которых до этого у него не зафиксировано и, скорей всего и нет и у других членов группы, однако которые могут ответить необходимостью и потребностью в групповом развитии, а также личной потребности индивида реализовывать существенный вклад в жизнь группы.
Каждая из вышеизложенных фаз определяется как этап становления личности индивида в ее существенных качествах и проявлениях - здесь могут протекать микроциклы его развития. В том случае, если личность по мнению А. В. Петровского, не сможет целиком решить сложности адаптационного периода в устойчиво существенной для него социальной среде и войти во 2-ю фазу развития, у него начнут складываться качества безынициативности, конформности, появиться робость, зависимости, неуверенность в себе, а также в своих возможностях. В том случае, если находясь уже на этапе индивидуализации, личность в рамках индивидуальных отличий может стать отвергаемым членами общности, тогда данная ситуация способна привести к развитию агрессивность, завышенная самооценка, негативизм, подозрительность. Однако, если человек может удачно пережить фазу интеграции, то у него вполне вероятно сформируется коллективизм как качество личности.