Вероника Тишина
Пример родителей как условие развития детской инициативы и самостоятельности в выборе деятельности и будущей профессии
▼ Скачать + Заказать документы
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Важно сформирование у ребенка эмоциональное отношения к этому миру, предоставление ему возможностей использовать свои силы в доступных видах деятельности. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
Публикация «Пример родителей как условие развития детской инициативы и самостоятельности в выборе деятельности и будущей профессии» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
• понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
• уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
• познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
• были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
• учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
С какого возраста следует начинать подготавливать детей к выбору будущей профессии? Конечно же с дошкольного.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития : этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
Этот этап берёт своё начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года.
Ребенок в форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п., основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.
Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы.
В своём будущем выборе дети, зачастую, ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».
Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д.
Что родители могут рассказать ребенку - дошкольнику о выборе профессии?
Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает.
Не стоит, однако, ограничиваться рассказами и разговорами – можно предложить совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин, по возможности, на свою работу, в другие места, где ребёнок сможет понаблюдать за работой взрослых. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов и родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: допустим Давай представим, кем ты будешь». Дети очень хорошо отражают это в своих ролевых играх профессиональной направленности.
И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.
Игры с детьми на тему профессий :
Знакомство с профессиями по дороге в детский сад или на прогулке
На прогулке обращать внимание на всех людей, занятых делом, и называйте ребенку их профессии. Увидели дворника во дворе – рассказать об этой трудной и важной профессии, проходим мимо стройки – узнаем о профессии строителя. Зашли по дороге в магазин. Спросить: кто здесь работает? Вернувшись домой, еще раз вспомнить, людей каких профессий мы встретили сегодня. Такая методика отлично подойдет для детей от 3 до 6 лет.
Игра «Назови профессии»
Эта понятная и занимательная игра порадует не только детей, но и взрослых. Правила очень несложные и играть можно на протяжении всего дня. Например, семья собралась за завтраком. Давайте посмотрим, что у нас на столе. Бутерброды, чай, омлет. Отличный повод поговорить о сельскохозяйственных профессиях. Откуда берутся яйца, сметана, хлеб? Кто работает на птицефабрике, в поле, на ферме? Люди каких профессий вырастили и собрали урожай, смололи муку, испекли хлеб и, наконец, доставили в магазин, где его купил папа?
Таким же образом можно проследить создание любой вещи в доме, включая, например, книжку любимых детских стихов и рассказов. Пришлось потрудиться огромной команде людей, начиная от автора, издателя, работников типографии и заканчивая продавцом книжного магазина, чтобы книга попала в руки читателя. Эта игра также предназначена детям до 6 лет.
Супергерои рядом с нами
Герои встречаются не только в кино и компьютерных играх. Ежедневно мы сталкиваемся с десятками людей по-настоящему героических профессий, правда, они не носят плащ супермена или костюм Бэтмена, но их работа – спасать жизни реальных людей. Вместе с детьми составьте список таких профессий :
- спасатели,
- полицейские,
- пожарные,
- врачи (попросите назвать известные детям врачебные специальности,
Обсудить что делает каждый
Профессии в моей семье
Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о собственной семье, укрепляет семейные узы. При беседах о профессиях взрослым нужно помнить несколько несложных правил. Никогда не делите род занятий на хорошие и плохие, престижные и не очень. Ребенок должен понимать важность любого труда и уважать каждую профессию.
Таким образом, для поддержки детской самостоятельности и инициативы необходимо :
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.