Лучший педагог года

Консультация для воспитателей. Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности

Ирина Трофимова
Консультация для воспитателей. Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Публикация «Консультация для воспитателей, Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности» размещена в разделах

Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого -носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.

Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни. Вспомните, малыш с ранних лет сначала примеряет вкладыши по размеру, решая проблемную ситуацию – «войдет-не войдет», перекладывает кастрюльки и крышки в мамином посудном шкафу и т. д. ; повзрослев – может бесконечно долго переливать воду из разных кружечек, стаканчиков, тарелочек – чем вам не поиск ответа на вопрос: сколько же воды в стакане? ; может «извести» целую бутылочку «Ферри» взбивая пену и пуская мыльные пузыри.

Поэтому, что бы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:

- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

Выделяют следующие способы поддержки детской инициативы- это

- детское игровое экспериментирование

-создание интеллектуально игровой среды: проектирование, игровое моделирование, использование развивающих игр и игрушек.

-переход к новым активным методам обучения: формирование поискового стиля общения (создание проблемной ситуации, формирование интереса к познанию и исследованию.

Все выше сказанные формы и методы я использую в своей работе. Так например :

1 на занятиях

Роспись дымковской игрушки. Проанализировав образцы игрушек, обговорили разнообразную цветовую гамму. Детям были предложены только основные цвета. Создается проблема противоречие цветов меньше, чем должно быть. Как быть? Рассуждения д-й. В итоге подошли к выводу что цвета можно смешивать и получать оттенки. Так же детям предоставлялись разные формы предметов для росписи.

В плетении косичек. У многих д-ей не получалось, но было трое д-ей которые это уже умеют. Они сами стали предлагать свою помощь д-м и помогать объясняя.

"Путешествие в мир посуды" на столе поставила кусочки фруктов. Проблема: пом. вос –ля не принесла вилок. Дети сами стали проявлять инициативу в решении проблемы. На видном месте поставила зубочистки. Предложила такой палочкой наколоть кусочек картофеля. Проблема - пища соскакивала с палочки. (Рассуждение детей) Дети сделали вывод, что вилка удобнее. Затем провелась беседа о посуде и истории вилки.

"Путешествие в прошлое стула", также детям было предложено посидеть на полу - удобно или нет, посидеть на бревне, пеньке, табурете, стуле, кресле - порассуждать, что было раньше, что потом. дети анализируют делают выводы. Создана проблема, из чего можно сделать мебель Сначала дети рассуждали, затем искали в группе то, что можно использовать для поделок мебели. В итоге создавали макет комнат из бросового материала. инициатива в выборе материала.

При изучении темы "Животные севера" - дала детям силуэты вырезанного из картона белого медведя. какой на самом деле белый медведь? Какая шкурка? А у нашего какая? Предложили подумать, что можно наклеить на него, чтобы он был мягкий? Были предложены кусочки ткани, бумага, вата. Дети изучив все материалы, сделали вывод - что вата мягче. Но материал выбрали сами.

Занесла в группу веточки дерева. Проблема: как сделать, чтобы веточки были похожими на зимние? Рассуждение детей - покрасить белой краской, украсить ватой. Решили обернуть и наклеить белые салфетки.

Предложив детям шишки, перья, скорлупки гретского ореха, задала вопрос - что можно смастерить? Дети с удовольствием придумывали и конструировали поделки из природного материала. Так же предложила детям подумать чем можно скрепить части. Дети предлагали клей, нитки в конечном итоге решили использовать пластилин.

Увидев на столе коврики из картона с нанесенным пластилином и стоящие тарелочки с разными крупами, семечками – дети, порассуждав для чего это,что и как можно из этого всего сделать, с удовольствием выкладывали узор на ковриках.

Так же готовясь к занятию сделала поделку «петушка» и оставила на столе. дети сами стали подходить и спрашивать. Что это? Я стала задавать вопросы: вам понравился? А вы бы хотели себе такую? проблема Вас много а игрушка одна. И уже дети ждали занятия что бы самим сделать игрушку. (проявили инициативу дети). Так же составляли план: что нам понадобиться для изготовления игрушки. Что лучше сделать в первую очередь.

Во всех занятиях ставиться проблема, д-ми составляется план действия (проектная деятельность, д-ти учатся анализу и формулированию выводов.

Особенно ярко это видно в исследовательской деятельности.

Пересказывали рассказ "Утята". Затем сравнили игрушки - курицу и утку. Проблема: почему курица не плавает? В результате игры погружения игрушек в воду дети сделали вывод, что у курицы нет на ногах перепонок. Затем обратила внимание на лежащие на столе перья. Чьи они могут быть? Дети рассматривали их через увеличительные стекла, пускали их в воду, дули на них. Проблема: почему перья не намокают? Проведен эксперимент: дети смазали руки кремом, опустили в воду. Вывод: перья покрыты жиром.

Знакомства с разными видами ткани. Из какого материала можно сшить куртку или плащ?

Д-ти изучали виды тканей. Мнется, режется, намокает.

Как достать скрепку из воды, не намочив рук. (свойства магнита в воде и на воздухе)

Так же как то на прогулке. Дети стали рассматривать снежинки. И что снег тает на ладони. Здесь детская инициатива послужила толчком для дальнейшего эксперимента.

Дети занимались посадкой лука, наблюдали как развивается растение, постоянно поливали его, делая вывод, что без воды растение засыхает. Сейчас дети начали сами следить за растениями в группе.

Знакомство с водой происходило в процессе хозяйственно-бытового труда т - мытья игрушек. Путем проб выявляли свойство ткани, стекла, металла, резины, пластмассы (быстро впитывают влагу, плавают, тонут) .

Создание проблемной ситуации. Как мне отнести игрушки в метод кабинет, руки заняты. Предложения д-й. (открыть дверь, предложила помощь аня)

В свободной деятельности д-м предлагаю выбор вида деятельности и игр.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности и самостоятельности.

Публикации по теме:

Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольниковКоллекционирование как эффективный способ поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников» Работая с дошкольниками, мы.

Создание условий для развития детской инициативы через систему краткосрочных проектов «Создание условий для развития детской инициативы через систему краткосрочных проектов» Проблема формирования у детей самостоятельности.

Театрализованная деятельность как средство поддержки детской инициативыТеатрализованная деятельность как средство поддержки детской инициативы 12 апреля 2019 года дети средней группы "НЕПОСЕДЫ" МБДОУ детского сада №8 "Осьминожки" показали сказку "Волк и пятеро козлят" своим родителям,.

Использование конструктора Тико как способ поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования (ТИКО) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный.

Консультация для воспитателей «Создание условий для поддержки детской инициативы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 109» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Консультация для воспитателей «Создание условий для поддержки детской инициативы» Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей.

Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются методы организации образовательной деятельности, которые помогали.

Рппс группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного.

Рппс группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности Развивающая предметно — пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей. Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 11:13
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей. Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Трофимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД