Гульмира
Применение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Применение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития детей дошкольного возраста».
Важной задачей этапа дошкольного образования является формирование готовности детей к вхождению в информационно – образовательную среду школы, неотъемлемой частью составляющей которой является информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Публикация «Применение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2019
Новые образовательные стандарты требуют новых подходов к организации учебно – воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ, к подбору средств учебно – воспитательного процесса и способов развития и обучения.
Мультимедийные средства используются педагогами:
- при обучении, знакомстве с новым материалом;
- при закреплении пройденного;
- при диагностике и коррекции.
Наше дошкольное образовательное учреждение достаточно оснащено современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно - коммуникационные технологии обучения.
У нас имеется компьютерный класс с интерактивной доской на шесть посадочных мест с выходом в интернет, где проходят индивидуальные и подгрупповые занятия в групповых помещениях имеется телевизоры, компьютеры, что педагогам позволяет на занятиях применять ИКТ.
Среди технических новинок в нашем ДОУ особое место занимает программно - методические комплексы «Фантазеры. Волшебный конструктор» и «Фантазеры. Моя страна», которые позволяют организовать совместную творческо - эвристическую деятельность (творческое неосознанное мышление) обучающихся, ориентированную на коллективное решение общей задачи при работе за одним компьютером. Это решение открывает новые формы и методы организации учебной деятельности, дает новые возможности для развития познавательных способностей, гибкости и креативности мышления, формирования коммуникативных навыков и других социально важных качеств личности.
Программно - методический комплекс (ПМК) «Фантазеры. Волшебный конструктор» - это формы дидактических, методических, игровых пособий для развития и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста в свободной, игровой детской деятельности или организационной деятельности под руководством взрослого.
Содержание данной программы включает в себя пять блоков творческо – эвристического типа (мастерских) :
- «Сказки природы».
Блок может быть использован для решения различных задач по работе с природным материалом на разнообразных видах деятельности. В папке с заготовками представлены примерные варианты демонстрационных работ.
- «Цветочная фантазия».
Блок может быть использован для решения задач по художественно – декоративному и изобразительному творчеству, психокоррекционных задач.
- «Строитель – Архитектор».
Блок может быть использован для решения задач по конструированию, математике, логике художественно – декоративному и изобразительному творчеству.
- «Художник».
Блок может быть использован для решения задач по художественно – декоративному и изобразительному творчеству, по ознакомлению с богатым наследием Российской культуры и искусства.
Работы созданные в результате росписи фигуры, могут быть использованы как раскраска на бумаге.
- «Театр из бумаги».
Блок может быть использован для решения задач художественно – декоративного и изобразительного творчества, развития монологической и диалогической речи, эмоционально - экспрессивного воспитания, развития коммуникативных навыков. Блок является творческой основой для создания детской игры – драматизации, основой для сюжетно – ролевых игр.
Представленный блок является практическим пособием для работы психолога в области:
- эмоционально – эффективной коррекции речи;
- терапевтической коррекции;
- также логопедической коррекции.
Каждый программный блок представляет собой конструктор с предметными элементами определенной тематики: природный материал, строительный материал в виде набора геометрических фигур, набор художественно – декоративных элементов, набор элементов для моделирования театра «из бумаги».
Каждая мастерская имеет свой стиль и предлагает свой набор материалов для творческой работы. Предлагаемые уровни сложности позволяют использовать программу на разных возрастных этапах.
Основополагающей идеей ПМК «Фантазеры. Волшебный конструктор» является концепция о недопустимости формирования в детстве «интеллектуального абстракционизма».
Суть концепции заключается в следующем:
- Знания воспитанников должны быть эмоционально значимыми.
- Знания воспитанников должны быть действенными, использоваться во всех видах жизнедеятельности.
- Знания воспитанников должны быть доступными и наглядными, а не абстрактно заданными.
Организационные формы работы.
Программа может использоваться в классах с разным техническим оснащением (в зависимости от цели занятия).
- Индивидуальная работа взрослого с ребенком за компьютером (для диагностики, наблюдения, коррекции или с целью сопровождения индивидуального развития ребенка, раскрытие его способностей с помощью возможностей программы).
- Работа с группой детей в компьютерном классе, объединенном в локальную сеть. Такая форма работы позволяет педагогу сразу видеть на своем компьютере все созданные детьми работы, оперативно создавать и передавать на ученические компьютеры какие-либо заготовки для творческой работы со своего компьютера, выводить работы детей на печать.
- Работа в классе, оснащенном проектором или белым экраном. В таком варианте программа может использоваться как демонстрационное дидактическое пособие, педагог может транслировать на экран какие-либо заготовки, рисунки с целью рассмотрения и обсуждения с детьми.
- Работа в классе, оснащенном интерактивной доской. Использование этого технического средства совместно с программой «Фантазеры. Волшебный конструктор» дает безграничные возможности для организации подгрупповой творческой интерактивной среды на занятиях, открывает безграничные возможности для творчества педагога и для раскрытия и развития личностных и интеллектуальных навыков и способностей детей.
- Работа в классе, оснащенном интерактивными планшетами., предоставляет педагогу дополнительные дидактические возможности проведения занятия.
Программно – методический комплекс «Фантазеры. Моя страна» представляет собой мультимедийное дидактическое пособие для организации образовательной деятельности с использованием информационно – коммуникационных технологий (ИКТ). Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста – на их развитие, воспитание и обучение.
Особенностями программы является ее открытость, комплексность, вариативность, гибкость. Развивающая творческая среда программы способствует активизации познавательной и учебной деятельности детей.
Актуальность программы обусловлена ее тематическим содержанием, основной направленностью которого является воспитание любви к своей Родине, уважение к народам, населяющим Россию, формирование гражданских основ личности, - важнейших составляющих нравственно – патриотического воспитания детей.
В программе раскрывают основные тематические понятия:
- Моя «малая Родина» - дом, улица, село, деревня, город.
- Моя страна и ее просторы: моря, реки, озера, горы, леса и равнины.
- Моя страна и природные зоны. Времена года. Природа родного края.
- Моя страна и народы, ее населяющие. В программе реализована возможность переноса детьми в предметную деятельность того, что они придумали и сделали в компьютерной среде.
Программа включает в себя три творческие мастерские, каждая из которых представляет собой интерактивный конструктор с предметными элементами, определяемыми тематическим содержанием:
- Архитектура России;
- Природа России;
- Национальные костюмы.
Первые две мастерских – это виртуальное пространство с набором инструментов в виде фоновых зарисовок пейзажей, контуров заданий, архитектурных построек и различных элементов для создания целостного художественного образа природы.
Третья мастерская предлагает инструментарий для создания мужского или женского образа в одеждах по мотивам национальных костюмов народов, проживающих на территории России и ближнего зарубежья.
В программе также предусмотрена возможность объединять в пространстве одной мастерской элементы других мастерских.
Возможность распечатать композицию по одной из тем – «Моя страна», «Мой любимый дворик», «Мои друзья» и др. позволяет ребенку продолжить задуманную игру или другой собственный проект, например, создать галерею российских пейзажей или коллекцию национальных костюмов.
Таким образом, систематически работая с программой, можно достичь стабильного позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребенка. Формируются и развиваются личностные и интеллектуальные качества, способности, которые помогут ребенку подготовиться к школе и успешно в дальнейшем осуществлять учебную деятельность.
Программа помогает сформировать стойкое положительное отношение к учебной деятельности, развивает активность и самостоятельность, формируется умение учиться, способствует формированию коммуникативных навыков, воспитывает нравственно – этические основы взаимодеятельности.