Олеся Полетаева
Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня любая дошкольная образовательная организация в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка.
Публикация «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Какая технология расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни? (ИГРОВАЯ)
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В. А. Сухомлинский
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.
Главная Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Ее значение:- активизирует воспитанников;
повышает познавательный интерес;
вызывает эмоциональный подъем;
способствует развитию творчества;
максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры;
Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи : формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, мы педагоги могли быть уверенными в том, что в результате получим гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Существует несколько классификаций игр детей дошкольного возраста :
1. по виду деятельности:
на физические, двигательные, интеллектуальные, умственные,
трудовые.
Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играхот участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.
Трудовые игры, т. е. игры, в которых осваиваются элементарные трудовые навыки, благотворно влияют одновременно и на физическое, и на психическое развитие ребенка: повышается работоспособность и деятельность всего организма, совершенствуется нервная система, укрепляются мышцы ребенка, содействуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности. В трудовой деятельности малыш узнает много нового, интересного для него о предметах и материалах, которые использует.
2. По характеру педагогического процесса :а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;в) репродуктивные, продуктивные, творческие;г) коммуникативные, диагностические,
Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми.
3. По характеру игровой методики :
Предметные;
Сюжетно-ролевые (творческие, интеллектуальные игры, игры с готовыми правилами);
Дидактические;
Подвижные.
Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
Например игра «Чудесный мешочек» «Найди по листу дерево», «Найди такой предмет» Цель: помочь различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность. И др. игры.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
4. По содержанию
музыкальные,
математические,
социализирующие,
логические и т. д.
Музыкальная игра – это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, способствующим развитию фантазии ребнка, эстетических и нравственных чувств.
5. По игровому оборудованию :
настольные,
компьютерные,
театрализованные,
сюжетно-ролевые,
режиссёрские и т. д.
Сюжетно -ролевая игра - это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. С/Р игра - есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Коротковой, игры развиваются в следующей последовательности:
- младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;
-средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;
-старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра- драматизация)
В нашем ДОУ мы выделили игровые центры, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры. Организуя игру, я стараюсь занять позицию включённого партнё ра: прошу ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.