наталья симакина
Практические рекомендации по планированию игровой деятельности (Консультация)
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование – это заблаговременное определение порядка последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы. Планирование отражает реализацию образовательной программы с учетом специфики группы.
Планирование, как и любая деятельность основывается на определенных принципах:
- коллегиальность (планирование осуществляется совместно педагогами группы, во взаимодействии с педагогами ДОУ и родителями);, последовательности, регулярности педагогических воздействий;
Публикация «Практические рекомендации по планированию игровой деятельности (Консультация)» размещена в разделах
- взаимодействие разных видов детской деятельности;
- непрерывности;
- интегративности (ребенок видит мир целостно);
- практичности, реальности;
- учета конкретных условий.
Любое планирование деятельности служит разработкой действий по достижению определенной цели: образовательной, развивающей, воспитательной. Целепологание – важный этап планирования.
Цели должны быть:
- четкими, конкретными, понятными;
-реальными, достижимыми, соотносимыми с действительными возможностями;
- приемлемыми педагогами, родителями;
-гибкими.
Планирование реализуется на основе календарно-тематического планирования (перспективного) и циклограммы в утвержденной ДОУ форме.
Принципы календарно - тематического планирования :
-Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей;
-Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду) :
-Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов;
-Учет местных и региональных особенностей климата;
-Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии;
-Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс);
-Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (занятий, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками);
-Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости;
-Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам);
-Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи - познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.);
Условия, способствующие успешному планированию :
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 - 4 раза) с небольшим интервалом.
4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали - каждый в отдельности.
Так каким же образом оптимизировать игровую деятельность?
Прежде всего, педагогам, работающим с детьми в дошкольном учреждении, необходимо научиться играть вместе с ребенком.
Играя, мы стремимся научить детей:
· адекватно оценивать свои поступки, надеяться на собственные силы;
· предвидеть последствия ролевого поведения, делать выбор;
· выражать свои чувства, желания понятным для окружающих способом;
· быть уверенными в себе, справедливыми, не только доминировать, но соглашаться, подчиняться в игре;
· уважать, доверять и уметь слышать друг друга.
Необходимо проводить консультации по проблемам игровой деятельности :
- «Современные походы к руководству игрой»;
- «Развитие дошкольников в игровой деятельности»;
- «Роль воспитателя в организации и развитии игровой деятельности
старшего дошкольника».
Это и организация выставок, тематика которых достаточно разнообразна:
- «Обучающая игра – средство развития детей дошкольного возраста»,
- «Игры и игрушки для театрализованной деятельности дошкольников»,
- «Предметно – развивающая среда для развития самостоятельных сюжетных игр детей».
При организации и проведении мероприятий необходимо использовать методы, активизирующие деятельность педагогов : мастер – классы, практические упражнения, решение проблемных ситуаций, что позволит освоить новые, незнакомые технологии, поверить в собственные способности и возможность своими руками обогатить игровую среду детского учреждения.
К проблеме организации игровой деятельности необходимо привлечь внимание родителей посредством бесед, консультаций, анкетирования «Во что играют дети дома?», выпуском фотогазет «Мы играем дома и в саду», игротерапией детско – родительских отношений «Играем вместе», игровые тренинги для пап «Папа может все что угодно», заседание «маминой школы» «Мама, давай поиграем!».
В комплексное и тематическое планирование можно внести недельное путешествие по волшебному Играй – городу.
Такие мероприятия внесут разнообразие в деятельность дошкольного учреждения, обогатят игровой опыт детей, сделают пребывание дошкольников в детском саду праздничным, радостным, эмоционально–комфортным, а участников воспитательного процесса – единомышленниками!
Так же очень важно еще во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени - время игры сокращается. Этого нельзя допускать!
Надеюсь, данные рекомендации помогут педагогам в работе.