Лариса Тугусова
Практические рекомендации «Коррекция речи и движения на физкультурных занятиях в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Ходьба — осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная.
В упражнениях с ходьбой в различных направлениях у моторно-неловких детей постепенно формируется координация движений рук и ног, воспитываются навыки движения в указанном направлении: по одному, парами или группой с со-блюдением расстояния между идущими. В процессе выполнения данных упражнений у дошкольников также улучшается осанка, формируется умение планировать свои движения. Они учатся ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия правостороннего и левостороннего движения; развивают глазомер — ведь идти нужно на определенном расстоянии друг от друга и не схо-дить с воображаемой линии движения.
Публикация «Практические рекомендации „Коррекция речи и движения на физкультурных занятиях в ДОУ“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для родителей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Шаг и Бег
Цель: выработка правильной осанки, навыков движения в колонне, развитие слухового внимания. Дети идут колонной (друг за другом) по кругу под спокойную музыку. Ходьба с выполнением различных заданий.
После изменения характера музыки переходят на легкий бег. Вновь звучит спокойная музыка, под которую дети возобновляют свою ходьбу.
Смена музыки происходит несколько раз. С окончанием музыки дети останавливаются.
Регуляция мышечного тонуса
У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети-речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.
Важным средством профилактики утомления, повышения работоспособности ребенка на занятиях также являются упражнения на расслабление, основная цель которых заключается в том, чтобы способствовать максимальному отдыху детей за минимальный промежуток времени.
Упражнения с элементами релаксации предлагаются дошкольникам в сочетании с движениями. Это делает возможным обучать детей расслаблению различных групп мышц по контрасту с их напряжением. Благодаря специально подобранным упражнениям у дошкольников постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, управлять движениями своего тела.
Способность детей расслаблять и напрягать определенные группы мышц вырабатывается в игровой форме и сопровождается или речевой командой педагога или музыкой соответствующего характера (громкой — в момент напря-жения и тихой — в момент расслабления).
Развитие чувства музыкального ритма
У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы. Всем детям, имеющим недостатки восприятия ритма, очень полезны занятия под музыку, так как именно музыка и движение способствуют его воспитанию. При проведении этих занятий в первую очередь ставится задача — сформировать у дошкольника чувство музыкального ритма в движении.
Пальчиковые игры
У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, наблюдается недоразвитие и моторных функций, что отражается на качестве их общих и мелких движений. Если понаблюдать за таким ребенком, то обнаружится, что движения малыша, а в особенности пальцев его рук, скованные, неточные.
Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.
Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры или игры с мелкими предметами.
Упражнения с мячиками
Для развития мелкой моторики, совершенствования тонких движений пальцев рук, с детьми проводятся различные пальчиковые игры или игры с мелкими предметами.
Подвижные игры
Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения — ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Подвижные игры, подобранные с учетом уровня физического и психического развития детей с речевыми нарушениями, оказывают на них большой положительный эффект. Еще больше усиливается корригирующее воздействие игры на детей, если в нее включается музыкальное сопровождение. Музыкальное сопровождение определяет развитие игры, углубляет образы, создает у детей соответствующее настроение. Играя, ребенок активно слушает музыку и непосредственно на нее реагирует. Музыка воспитывает чувство ритма, способствует уравновешиванию нервных процессов, регулирует мышечные усилия детей. В подвижных музыкальных играх необходимы также быстрая реакция на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативность в выполнении заданий, проявление творчества.
Необходимо отметить, что весь словесный материал — песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной цели— закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.
Развитие дыхания
Дыхание — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Цель дыхательных упражнений — способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, что необходимо как для заикающихся детей и детей, страдающих нарушением темпа речи, так и для дошкольников, имеющих дефекты звукопроизношения.
У большинства таких детей наблюдается слабое поверхностное, дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие и особенно звука Р, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого, а затем на его основе речевого дыхания.
Речевое дыхание существенно отличается от неречевого. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным.
При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.
При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
У детей, страдающих речевыми нарушениями, а также у часто болеющих детей необходимо сначала развить физиологическое дыхание, так как у них вдох и выдох ослаблены, а как следствие, речь приглушенная, ребенку часто не хватает силы воздушной струи для проговаривания ряда звуков родного языка.
Кроме того этим детям трудно произносить на одном выдохе длинные фразы, что может привести к нарушению плавности речи, так как ребенок вынужден добирать воздух посередине фразы.
Развитие дыхания: работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на логоритмических занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание, а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).
Речь с движением
Проговаривание текста, чаще стихотворного, с одновременным выполнением действий называется речью с движением. Речедвигательные упражнения выполняются без музыкального сопровождения.
Речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Стихотворный текст в данных упражнениях является ритмической основой для выполняемых движений, а двигательный компонент помогает детям лучше запоминать текст самого стихотворения.
Необходимо отметить, что движения, сопровождающие речь, не механические, а осмысленные, иллюстрирующие ее содержание. Стихотворный материал для упражнений подобран таким образом, чтобы его можно было соотнести с движениями рук, ног, туловища и с ритмом речи.
Цель: выработка умения говорить под маршевый шаг, воспитание умеренного темпа речи; автоматизация звуков Л и Р во фразовой речи.
Описание упражнения
Дети маршируют по кругу, одновременно читая стихотворение А. Барто.
Левой, правой! Левой, правой!
На парад Идет отряд.
На парад Идет отряд.
Барабанщик Очень рад:
Барабанит, Барабанит,
Полтора часа Подряд!
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый!
Ритмическая гимнастика – одна из разновидностей оздоровительно-развивающего направления в гимнастике. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей. Отличительные признаки ритмической гимнастики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнения. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.
Ритмические упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения. К концу года, 6 лет имеют большой запас основных танцевально-ритмических движений. Всё это создаёт благоприятную почву для последующей работы педагога в старшей группе.
Ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечнососудистую, дыхательную, выделительную и т. д., но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широко применяется в детских дошкольных учреждениях. Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, на способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности.