Каплан Калашаов
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством организации народных праздников
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством организации народных праздников
Добрый день уважаемые коллеги!
Хочу поделиться с вами своим опытом работы в реализации поликультурного воспитания дошкольников ДОО через народные праздники.
Публикация «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством организации народных праздников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2022
Каждый ребенок имеет право, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Но знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало.
Хочется же еще уметь делать то, что могут делать дети других национальностей: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.
Работая в детском саду с детьми, мы знакомим их с культурой своего края, своей местности, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности национальных культур. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.
Я как музыкальный руководитель в своей работе уделяю большое внимание народному творчеству, фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных переживаний ребёнка и многообразной гамме его чувств, настроений, понимать красоту национальной музыки.
На современном этапе развития нашего общества проблема поликультурного воспитания становится как никогда актуальной и насущно необходимой. Перед нами ставится задача - формирование национального самосознания поколения, которому предстоит стать эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.
Но как же воспитать преданность Отечеству и гордость за него? Наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Суть освоения народной культуры сводится к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко. И эти впечатления сильно отпечатываются в сознании ребенка. Поэтому, большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники.
Народные праздники создают духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь.
Совместно с коллективом нашего детского сада были организованы и проведены народные и обрядовые праздники разных народов вовлеченных в инновационную деятельность ДОО.
Вашему вниманию мы представим некоторые из этих праздников.
При знакомстве детей с русскими народными праздниками мы придерживались цели, наиболее полно приобщить детей к истокам русской народной культуры.
Праздник «Осенняя ярмарка» - самый хлебосольный и яркий праздник года. Его любят все: взрослые и дети. В ходе подготовки к празднику дети выучили русские народные песни «Где был Иванушка» с инсценировкой, «Ой, сад во дворе». Еще с большим удовольствием дети играли на русских народных инструментах. Разучили пляску с ложками «Мы матрешки» и русскую народную игру «Коршун». Сюрпризом фольклорного праздника стал приход скоморохов Тюхи и Матюхи. Осенняя ярмарка в детском саду стала настоящей демонстрацией нарядов в народном стиле и традиционных песен, танцев, игр.
Следующий праздник о котором нам хотелось бы рассказать это - календарно-обрядовый праздник «Масленица»
В начале масленичной недели мы рассказали детям в доступной форме об истоках праздника. С огромным интересом вместе с воспитателем дети изготавливали чучело и разучивали обрядовые масленичные песни. Встречали Масленицу хороводами, песнями, плясками, играми-забавами «Бой петухов», «Перетягивание каната». Дети с воспитателями задорно отплясывали, пели заклички, играли в русские народные игры «Плетень», «Карусель» и другие потешные игры.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою страну и свою землю. А олицетворяют родную землю ее символы. Одним из таких праздников для наших воспитанников стал праздник посвященный дню Адыгейского флага Государственная символика Республики Адыгея олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом, величие нашей страны. На этом празднике, наши воспитанники получили возможность узнать историю и значение символики адыгейского флага, а также поиграли в любимую адыгейскую народную игру «Подлог шапки», завершением праздника стал зажигательный национальный танец «Зафак» подготовленный детьми.
Поддерживая и развивая интерес к традициям и обычаям малой Родины воспитанники ДОО познакомились с адыгейским обрядовым праздником «Укладывание ребенка в колыбель».
На этом празднике дети смогли услышать колыбельную, исполненную на адыгейском языке, увидеть предметы адыгейского быта и культуры, узнали о важных традициях и обычаях этого мероприятия.
А что же отличает один народ от другого? Конечно: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции, религия. Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды. Организуя праздник «Гостеприимство в татарской семье» мы старались отразить основные традиции и обычаи этого народа. Дети с почетом и уважением встретили гостью праздника бабушку Айгуль, с большим интересом отнеслись к приготовлению национального блюда «Чак-чак», поиграли в народную игру «Катермек», а в завершение подарили гостье татарский танец.
Кроме вышеперечисленных праздников в нашем детском саду проходил еще один традиционный праздник армянского народа «Атамхатик».
В армянских семьях есть замечательная традиция отмечать появление у ребенка первого зубика. Обряд заключается в том, что ребенка посыпают пшеницей или рисом, смешанными с изюмом или конфетами. Зерна и сладости символизируют благополучие, а также призваны «помочь» легко и безболезненно выйти остальным зубкам малыша.
Далее перед малышом раскладывают предметы символизирующие различные профессии, что ребёнок выберет, тем и станет.
Это мероприятие было организовано для педагогов района с участием родителей. Педагоги узнали много интересно из семейных традиций армянского народа, а также получили возможность разучить армянский народный танец «Кочари»
Таким образом, в результате реализации инновационной деятельности по поликультурному воспитанию дошкольников, мы утвердились во мнении, что эта работа не могла не отразиться на успехах наших детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, повысилось желание больше узнать не только о своей национальной культуре, но и о культуре других национальностей вовлеченных в инновационную деятельность.
По итогам нашей работы мы можем с уверенностью сказать, у детей сформировалось представление об поликультурной картине нашего региона, народных традициях и обрядах.