Наталья Беляева
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Общие сведения о педагоге.
Ф. О. И. педагога Беляева Наталья Валентиновна.
Дата рождения 22.06.1973г.
Стаж работы в должности 19 лет,7месяцев
Образование в 2003 году окончила Ессентукское педагогическое училище по специальности "преподавание в начальных классах",
присуждена квалификация "учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области русского языка и литературы".
Квалификационная категория- высшая (март 2017 год).
Публикация «План по самообразованию „Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Курсы повышения квалификации- переподготовка в СКИРО ПК и ПРО с 26 октября по 31 октября 2015 года (36 часов) по дополнительной профессиональной программе "Здоровьеориентированная деятельность воспитателя в условиях реализации требований ФГОС ДО". Прошла профессиональную переподготовку "Воспитатель в дошкольном образовании" Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (512 часов) 11.08.2016г
Награждения (указать год, характер награды) :грант Главы Города Ессентуки" в номинации "Лучший педагог дошкольного образовательного учреждения" от 14.10.2016 года, Диплом лауреата отборочного тура городского этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2016 г " ноябрь 2015 год, Диплом лауреата городского этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Воспитатель дошкольного учреждения -2014 (приказ УО от 26.02.2014 г №73, почётная грамота Совета города (За высокий профессионализм, творчество и успешное внедрение инновационных технологий в образовательный процесс учреждения (Решение Совета города №3102 от 20.09.2013г)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Пункт 2.6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" определяет содержание образовательной области «Познавательное развитие», которое направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
• Создание условий для исследовательской активности детей.
• Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.
• Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.
• Создание картотеки экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
По данной теме на 2019-2020 учебный год мной планируются следующие этапы самообразования :
Сроки работы Формы работы Практический выход
В течении года Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. Составление картотеки книг, статей из журналов
Август Разработка плана по теме самообразования. План самообразования
Сентябрь-октябрь Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.
Ноябрь-декабрь Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. Минилаборатория-оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.
Декабрь-май Разработка конспектов с элементами экспериментирования.
Семейный проект «Опыты на кухне» НОД с использованием разработанных конспектов.
Оформление презентации проекта
Январь-Февраль Создание «копилки опытов и экспериментов». Проведение опытов в свободное время.
Март НОД Открытый показ НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования.
Апрель-май Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца) Оформление презентации проекта
Май-сентябрь Летний проект «Маленькие огородники» (5 месяцев) Презентация «Маленькие огородники»
В течении года Работа с родителями Консультации, участие в проектах.
Перспективный план работы с родителями на 2019-2020уч. год
Сроки работы Формы работы Практический выход
Сентябрь Консультация для родителей на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста» Анкетирование
Октябрь Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования Беседы с родителями
Ноябрь «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» Памятка
Декабрь «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Родительское собрание
Январь Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» День открытых дверей.
Февраль Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!». Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно!».
Март «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Консультация
Апрель «Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.) Фотовыставка
Май Фотовыставка «Семейная лаборатория» Фотоколлаж. Представление родителями своего первого опыта
Приложение №1
Перспективный план работы опытно-экспериментальной деятельности
с детьми младшей группы на 2019-2020уч. год:
Месяц Тема Цель
Сентябрь 1. «Какая бывает вода». Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).
2. «Игры с султанчиками». Познакомить со свойством воздуха – движение.
3. «Мутная водица». Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.
4. «Сладкая водичка». Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар.
Октябрь 1. «Узнай по запаху». Дать представление об органах чувств (нос).
2. «Поиграем с ветерком». Учить умению обнаруживать движение воздуха.
3. «Разноцветная водица». Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить.
4. «Почва». Познакомить со свойствами почвы.
Ноябрь 1. «Поиграем с песком». Дать представление о свойствах песка.
2. «Тяжелый – легкий». Учить определять и группировать предметы по весу.
3. «Узнай по звуку». Определять и называть издаваемые звуки.
4. «Свойства глины». Учить определять качество глины (мягкая, пластичная).
Декабрь 1. «Холодный – горячий». Учить определять температуру воды.
2. «Чудесный мешочек». Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.
3. «Водичка – водичка». Закрепить свойства воды.
4. «Откуда сосулька». Познакомить детей об образовании льда.
Январь 1. «Какой это снег». Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).
2. «Как превратить снег в воду». Формировать простейшие представления о свойствах снега.
3. «Превращение воды». Закрепить свойства воды (превращение в лёд).
4. «Воздух невидимка». Дать представление о воздухе невидимке и где его найти.
Февраль 1. «Цветные льдинки» Познакомить с одним из свойств воды.
2. «Ветер, ветер ты могуч» Познакомить с природным явлением – ветер.
3. «Свойство льда» Закрепить знания о свойстве льда».
4. «Игры с соломинкой» Дать представление о том, что воздухом дышат.
Март 1. «Плавает или тонет» Учить определять тяжелые и легкие предметы.
2. «Свойство бумаги» Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.
3. «Посадим лук» Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.
4. «Что тонет, а что плавает» Познакомить со свойствами предметов
Апрель 1. «Веточки» Наблюдать за появлением листочков на веточках.
2. «Поиграем с солнечным зайчиком» Дать представление о том, что это луч солнечного света.
3. «Деревянные предметы и их свойства» Учить определять свойства деревянных предметов.
4. «Где воздух» Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас.
Май 1. «Ткань, её свойства и качества» Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.
2. «Мы печём пироги» Расширять знания о свойствах песка.
3. «Сравнить песок, почву, глину» Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства.
4. «Отчего вода имеет вкус» Дать детям представление о сладкой и соленой воде.
1. Оборудование центра экспериментирования.
2. Создание картотеки опытов и экспериментов для детей 3-4 лет.
3. Консультации с педагогами: «Развитие познавательной активности ребёнка посредством экспериментально-исследовательской деятельности».
4. Консультации с родителями: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»; «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
5. Оформление папки – передвижки для родителей «Хочу всё знать»
6. Отчет о проделанной работе за учебный год.
Литература
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М. : Издательство «Национальное образование», 2019. — 334 с. — (Серия «Вдохновение»).
Рецензия № 210/07 от 21.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 4 от 28 мая 2019 г.
2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г
4. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». 5. Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
6.«Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2/ 2000 г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.
Интернет – ресурсы
1.https://www.adme.ru/zhizn-nauka/5-prostyh-opytov-kotorye-stoit-pokazat-detyam- 897310/
2.https://www.adme.ru/zhizn-nauka/8-krutyh-nauchnyh-eksperimentov-dlya-detej-840310
3.https://infourok.ru/zanimatelnie-opiti-i-eksperimenti-dlya-detey-637453.html
4.https://ped-kopilka.ru/blogs/marija-yurevna-zhilichkina/yevrika-opyty-dlja-detei.html
5.https://infourok.ru/zanimatelnie-opiti-i-eksperimenti-dlya-detey-637453.html
6.https://www.infoniac.ru/news/10-zanimatel-nyh-nauchnyh-eksperimentov-dlya-detei-i-vzroslyh.html
7https://www.moirebenok.ua/age3-6/razvitie/15-porazitelnyh-razvivayushhih-opytov-dlya-detej/
8.https://homeblogkate.ru/opyty-dlya-detej-doma/
9.https://womanadvice.ru/kak-sdelat-svetyashchuyusya-zhidkost
10.https://mama.tomsk.ru/dosug/games/experiment.html
11.https://www.baby.ru/blogs/post/133621582-75614841/