Лучший педагог года

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Наталья Беляева
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Общие сведения о педагоге.

Ф. О. И. педагога Беляева Наталья Валентиновна.

Дата рождения 22.06.1973г.

Стаж работы в должности 19 лет,7месяцев

Образование в 2003 году окончила Ессентукское педагогическое училище по специальности "преподавание в начальных классах",

присуждена квалификация "учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области русского языка и литературы".

Квалификационная категория- высшая (март 2017 год).

Публикация «План по самообразованию „Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников“» размещена в разделах

Курсы повышения квалификации- переподготовка в СКИРО ПК и ПРО с 26 октября по 31 октября 2015 года (36 часов) по дополнительной профессиональной программе "Здоровьеориентированная деятельность воспитателя в условиях реализации требований ФГОС ДО". Прошла профессиональную переподготовку "Воспитатель в дошкольном образовании" Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (512 часов) 11.08.2016г

Награждения (указать год, характер награды) :грант Главы Города Ессентуки" в номинации "Лучший педагог дошкольного образовательного учреждения" от 14.10.2016 года, Диплом лауреата отборочного тура городского этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2016 г " ноябрь 2015 год, Диплом лауреата городского этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Воспитатель дошкольного учреждения -2014 (приказ УО от 26.02.2014 г №73, почётная грамота Совета города (За высокий профессионализм, творчество и успешное внедрение инновационных технологий в образовательный процесс учреждения (Решение Совета города №3102 от 20.09.2013г)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста

Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Пункт 2.6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" определяет содержание образовательной области «Познавательное развитие», которое направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

• Создание условий для исследовательской активности детей.

• Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.

• Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

• Создание картотеки экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

По данной теме на 2019-2020 учебный год мной планируются следующие этапы самообразования :

Сроки работы Формы работы Практический выход

В течении года Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. Составление картотеки книг, статей из журналов

Август Разработка плана по теме самообразования. План самообразования

Сентябрь-октябрь Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

Ноябрь-декабрь Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. Минилаборатория-оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Декабрь-май Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

Семейный проект «Опыты на кухне» НОД с использованием разработанных конспектов.

Оформление презентации проекта

Январь-Февраль Создание «копилки опытов и экспериментов». Проведение опытов в свободное время.

Март НОД Открытый показ НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования.

Апрель-май Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца) Оформление презентации проекта

Май-сентябрь Летний проект «Маленькие огородники» (5 месяцев) Презентация «Маленькие огородники»

В течении года Работа с родителями Консультации, участие в проектах.

Перспективный план работы с родителями на 2019-2020уч. год

Сроки работы Формы работы Практический выход

Сентябрь Консультация для родителей на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста» Анкетирование

Октябрь Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования Беседы с родителями

Ноябрь «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» Памятка

Декабрь «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Родительское собрание

Январь Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» День открытых дверей.

Февраль Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!». Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно!».

Март «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Консультация

Апрель «Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.) Фотовыставка

Май Фотовыставка «Семейная лаборатория» Фотоколлаж. Представление родителями своего первого опыта

Приложение №1

Перспективный план работы опытно-экспериментальной деятельности

с детьми младшей группы на 2019-2020уч. год:

Месяц Тема Цель

Сентябрь 1. «Какая бывает вода». Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

2. «Игры с султанчиками». Познакомить со свойством воздуха – движение.

3. «Мутная водица». Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

4. «Сладкая водичка». Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар.

Октябрь 1. «Узнай по запаху». Дать представление об органах чувств (нос).

2. «Поиграем с ветерком». Учить умению обнаруживать движение воздуха.

3. «Разноцветная водица». Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить.

4. «Почва». Познакомить со свойствами почвы.

Ноябрь 1. «Поиграем с песком». Дать представление о свойствах песка.

2. «Тяжелый – легкий». Учить определять и группировать предметы по весу.

3. «Узнай по звуку». Определять и называть издаваемые звуки.

4. «Свойства глины». Учить определять качество глины (мягкая, пластичная).

Декабрь 1. «Холодный – горячий». Учить определять температуру воды.

2. «Чудесный мешочек». Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

3. «Водичка – водичка». Закрепить свойства воды.

4. «Откуда сосулька». Познакомить детей об образовании льда.

Январь 1. «Какой это снег». Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).

2. «Как превратить снег в воду». Формировать простейшие представления о свойствах снега.

3. «Превращение воды». Закрепить свойства воды (превращение в лёд).

4. «Воздух невидимка». Дать представление о воздухе невидимке и где его найти.

Февраль 1. «Цветные льдинки» Познакомить с одним из свойств воды.

2. «Ветер, ветер ты могуч» Познакомить с природным явлением – ветер.

3. «Свойство льда» Закрепить знания о свойстве льда».

4. «Игры с соломинкой» Дать представление о том, что воздухом дышат.

Март 1. «Плавает или тонет» Учить определять тяжелые и легкие предметы.

2. «Свойство бумаги» Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.

3. «Посадим лук» Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

4. «Что тонет, а что плавает» Познакомить со свойствами предметов

Апрель 1. «Веточки» Наблюдать за появлением листочков на веточках.

2. «Поиграем с солнечным зайчиком» Дать представление о том, что это луч солнечного света.

3. «Деревянные предметы и их свойства» Учить определять свойства деревянных предметов.

4. «Где воздух» Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас.

Май 1. «Ткань, её свойства и качества» Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.

2. «Мы печём пироги» Расширять знания о свойствах песка.

3. «Сравнить песок, почву, глину» Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства.

4. «Отчего вода имеет вкус» Дать детям представление о сладкой и соленой воде.

1. Оборудование центра экспериментирования.

2. Создание картотеки опытов и экспериментов для детей 3-4 лет.

3. Консультации с педагогами: «Развитие познавательной активности ребёнка посредством экспериментально-исследовательской деятельности».

4. Консультации с родителями: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»; «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

5. Оформление папки – передвижки для родителей «Хочу всё знать»

6. Отчет о проделанной работе за учебный год.

Литература

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М. : Издательство «Национальное образование», 2019. — 334 с. — (Серия «Вдохновение»).

Рецензия № 210/07 от 21.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 4 от 28 мая 2019 г.

2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г

4. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». 5. Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

6.«Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2/ 2000 г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.

Интернет – ресурсы

1.https://www.adme.ru/zhizn-nauka/5-prostyh-opytov-kotorye-stoit-pokazat-detyam- 897310/

2.https://www.adme.ru/zhizn-nauka/8-krutyh-nauchnyh-eksperimentov-dlya-detej-840310

3.https://infourok.ru/zanimatelnie-opiti-i-eksperimenti-dlya-detey-637453.html

4.https://ped-kopilka.ru/blogs/marija-yurevna-zhilichkina/yevrika-opyty-dlja-detei.html

5.https://infourok.ru/zanimatelnie-opiti-i-eksperimenti-dlya-detey-637453.html

6.https://www.infoniac.ru/news/10-zanimatel-nyh-nauchnyh-eksperimentov-dlya-detei-i-vzroslyh.html

7https://www.moirebenok.ua/age3-6/razvitie/15-porazitelnyh-razvivayushhih-opytov-dlya-detej/

8.https://homeblogkate.ru/opyty-dlya-detej-doma/

9.https://womanadvice.ru/kak-sdelat-svetyashchuyusya-zhidkost

10.https://mama.tomsk.ru/dosug/games/experiment.html

11.https://www.baby.ru/blogs/post/133621582-75614841/

Публикации по теме:

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Методическая разработка «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности дошкольников» Подготовила:.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольники – маленькие исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря.

Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 города Вольска, Саратовской области» Ул. Революционная, 29. тел: 7-10-39.

Отчет по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Отчет по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». Подготовила Воспитатель:.

Отчёт по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Юлия Боул Самообразование. Презентация в картинках Тема: "Экспериментирование - как средство развития познавательной активности дошкольников".

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности» Пояснительная записка На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» 1 Прогностический этап Пояснительная записка Актуальность: На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное.

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому.

Консультация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность Что я слышу - забываю, Что я вижу – помню, Что я делаю – понимаю. Конфуций. На протяжении всего дошкольного детства, наряду.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников (подготовительна группа) Актуальность. Что я слышу – забываю, Что я вижу – помню, Что я делаю – понимаю. Конфуций. На протяжении всего дошкольного детства, наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 21:26
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Беляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД