Галина Родионова
Консультация для педагогов «Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей
Вопросы нравственного воспитания детей все острее встают перед нашим обществом в последнее время. Отмечается повышенная агрессивность, конфликтность дошкольников, нежелание понять внутренний мир другого человека.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В соответствии с ФГОС социальный портрет ребенка, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как итоговый результат и целевой ориентир системы, выглядит следующим образом:
• Ребенок любознательный, активный;
• Эмоционально отзывчивый;
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
• Имеющий первичные представления о себе, семье, об обществе.
Сформировать данные качества личности ребенка мы можем, используя добрые традиции в нравственном воспитании, так как вечным у человечества было стремление к добру, свету, щедрости.
1. Использование словесных игр при воспитании духовно – нравственных чувств. Например:
1) «Волшебные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал волшебное слово).
2) «Цветок красивых слов или поступков» (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово).
3) «Позови ласково» (ребенок передает игрушку любому, называя ласково по имени).
4) «Волшебный стул» (один ребенок в центре на стуле, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты; можно обнять, погладить).
5) «Угадай сказку» (по иллюстрациям, по отрывкам раскрыть разные нравственные категории).
6) «Волшебники» (выполняют желания свои и своих друзей).
7) «Оцени поступок» (по инсценировке с помощью игрушек, по иллюстрациям).
8) «Придумай (измени) конец сказки» (рассказа).
9) «Цепочка» (ладошка на ладошку соседа и назвать кого любит и почему).
10) «Закончи предложение» («Если мой друг заболел…»; «Когда мне нужна помощь, ….»)
В процессе общения и взаимодействия дети учатся видеть и слышать собеседника, считаться с его мнением, договариваться между собой, уступать, играть вместе дружно, делиться, то есть учатся соучастию.
2. Включаем детей в совместную творческую деятельность. Этому способствуют следующие творческие задания:
• Нарисуйте один цветок вдвоем;
• Соберите вместе пазлы, кубики;
• Договоритесь о распределении ролей, дидактических игр, игрушек.
Эта традиция в нравственном воспитании дает возможность оценивать себя, решать конфликтные ситуации.
3. Систематическое чтение художественной литературы нравственной направленности. Эта традиция приносит ребенку радость, учит его сопереживать, обогащает его эмоциональный опыт. Произведения художественной литературы читаем и обсуждаем с детьми поступки героев, черты характера.
Художественная литература: русские народные сказки, произведения Л. Толстого, К. Ушинского, Сухомлинского, С. Михалкого, В. Осеевой и другие.
4. В театральной деятельности учим детей чувствовать себя счастливыми, радоваться или огорчаться, удивляться, перевоплощаться. С этой целью используются инсценировки сказок, этюды:
• «Кукла заболела»
• «Поссорились»
• «Встреча с другом»
• «Провинились»
• «Любящий (ая) сын (дочь)»
С помощью мимики, жестов дети передают те или иные чувств, состояния, предметы. Например:
• Поделись улыбкой»
• «Муравьи»
• «Птенцы»
• «Подарок другу»
• «Разноцветный букет»
5. Используем пословицы, поговорки, так как их толкование является частью формирования духовно – нравственных качеств личности ребенка. Пословицы:
• «У страха глаза велики»
• «Доброе слово человеку – что дождь в засуху»
• «Своего спасибо не жалей»
• «Скупой платит дважды»
• «При солнышке – тепло, при матери – добро»
• «Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен».
6. Традиционные праздники в детском саду:
• «Праздник Осени»;
• «Новый год»;
• «Праздник, посвященный защитникам Отечества»;
• «Праздник, посвященный женщинам»;
• «Никто не забыт и ничто не забыто».
Праздники являются яркой формой отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
7. Традиционным является знакомство с родным городом, которое помогает формировать чувство любви к Родине.
Используем игры:
• «Путешествие по городу»
• «Где находится здание?»
• «Загадки о городе».
8. Ребенку, который активно осваивает нравственные нормы и правила поведения, очень важно не только их знать, но и осознавать, использовать в жизни. Поэтому следующей традицией является предложение детям ситуаций, в которых они решают проблему. Воспитатель выступает в роли разных взрослых, а ребенок – в своей роли:
• «Не хватило игрушек»
• «В магазине»
• «Сломалась игрушка»
• «Расстроенная мама».
9. Выяснить, насколько дети понимают, что о них заботятся, что их любят, помогает наблюдение за играми: «Дочки – матери», «Детский сад», «Больница», «Магазин», где они выполняют роли взрослых.
Исходя из этих наблюдений воспитатель выстраивает план дальнейшей работы по нравственному воспитанию детей.
10. Беседы:
• «Какой я?»
• «Секретики вдвоем с другом)»