Ершова Людмила Анатольевна
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (самообразование)
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это своего рода внешний мозг " - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать, как орган речи.
Развитие ребенка - это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического прогресса есть оборотная сторона - ухудшение развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (самообразование)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей раннего возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит не нужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
На начальном этапе жизни именно такая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпанные детали конструктора, работать с раздаст, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирование навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас.
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Улучшать мелкую моторику пальцев кистей рук.
2. Улучшать общую двигательную активность.
3. Содействовать нормализации речевой функции.
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
5. Создавать эмоционально комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
6. Совершенствовать предметно развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Формы и приёмы работы:
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
•пальчиковый театр
• работа с конструктором Лего
• рисование по трафаретам
• дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика
• игры и самомассаж с мячиком Суджок
• домик для куклы
План работы по самообразованию на 2020 - 2021 учебный год
Сентябрь -декабрь
Изучение литературы по теме самообслуживания. Создание картотеки пальчиковых игр. Приобретение шариков Суджок
Март
Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах. Активное применение колючих шариков Суджок в самомассаже.
Январь - май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок. Отчёт о проделанной работе.
Работа с педагогами
Декабрь
Консультация на стенде информации "Почему с детьми нужно проводить речевые пальчиковые игры?"
Апрель
Отчёт по теме самообслуживания открытое занятие. Тема: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
Работа с детьми
Сентябрь
Заучивание пальчиковой игры"Замок". Пальчиковая игра"Прятки ". Обучение детей игре "Шнуровка ". Конструирование из палочек "Заборчик ", Дорожка". Знакомство с колючими мячиками Суджок. Занятия"Колобок ".
Октябрь
Игра "Я катаю мой орех". Игры на развитие тактильного восприятия: "Гладкий - шершавый", "Найди такой же на ощупь", "Чудесный мешочек".
Ноябрь
Заучивание пальчиковой игры"Капуста ", пальчиковая игра "Есть игрушки у меня". Конструирование из палочек "Квадрат", "Треугольник". Настольная игра"Собери картинку "(крупные пазлы). Повторение игр "Гладкий - шершавый ", "Найди такой же на ощупь ", "Чудесный мешочек ". Занятие "Курочка ".
[Декабрь b][/b]
Заучивание пальчиковой игры"Пирожки ", "Человечек". Учить детей одевать и раздевать кукол. Пальчиковые игры"Солнышко ", "Шнуровка ". Конструирование из Лего конструктора "Домик ", "Заборчик ". Настольная игра "Собери картинку " (крупные пазлы). Сухой бассейн из фасоли.
Январь
Учить детей выкладывать простые узоры из верёвочки (по карточкам образцам). Пальчиковая игра "Художник" (с помощью "волшебный палочки" или пальчиком). Конструирование из палочек "флажок","ёлочка". Настольная игра "Мозаика" мелкая и крупная. Занятие " Бусы для куклы".
Февраль
Заучивание пальчиковой игры "Лапки - царапки", повторение игры "Капуста". Пальчиковая игра "Апельсин", "Шнуровка". Настольные игры "Мозаика", игра "Что кто ест" (игра на признаках). Изготовление подарков к празднику: " День защитника отечества" (аппликация)
Март
Закрепление пальчиковых игр"Лапки - царапки ", "Капуста ", "Пирожки ". Пальчиковые игры "Моя семья", "Солнышко ". Конструирование из палочек "Окно", "Домик ", "флажок". Пальчиковый театр по русским народным сказкам. Занятие "Репка "(пальчиковый театр)
Апрель
Заучивание пальчиковой игры "Пальчики". Повторение знакомых игр. Учить детей скатывать шарик из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. Пальчиковые игры"Выгладим платочки для мамы и для дочки ". Повторение знакомых игр.
Май
Повторение пальчиковых игр "Замок ", "Капуста ". Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.
Открыток занятие по сказке "Репка"
Список изучаемой литературы
1. Анищенко Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - АСТ, 2011. - 64с.
2. Барышева Т. Ю. Здравствуй пальчик. Пальчиковые игры. - М. " Карапуз", 2007.- 64с
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб. : Изд. дом "Литера", 2006. - 18 с.
5. Ивлев С. В. Занимательные задачки. - М. : Мой мир, 2008. - 256 с.
6. htt:||nsportal.ru социальная сеть работников образования.
7. http://www.maam.ru/ международный образовательный портал.
8. http://www.moi - detsad.ru/ Все для детского сада
9. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детства -ПРЕСС, 2010
10. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь. Санкт Петербург, 2013.