Папки-передвижки

Экологическое воспитание в семье

Ольга Мотренко
Экологическое воспитание в семье

Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это – двор, сад, парк, город, речка, поле, т. е. среда обитания людей.

Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье. Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама источником воспитания через ее многообразие и красоту.

Публикация «Экологическое воспитание в семье» размещена в разделах

Дети копируют поведение своих родителей. Поэтому очень важно чтобы родители объясняли малышу основы экологической культуры и подкрепляли свои слова действиями. Нельзя научить ребенка тому, чего сами родители не соблюдают.

Познание природы имеет многообразное значение для умственного воспитания ребенка : обогащает представления о мире и расширяет кругозор, раскрывает связи и закономерности в природе, развивает умственные способности: сообразительность, критичность и самостоятельность ума, целенаправленное внимание, анализирующее восприятие, образную память, наблюдательность.

Ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные умозаключения и выводы, т. е. учится активно, творчески и самостоятельно мыслить.

С развитием мышления тесно связано и развитие речи ребенка, расширение словарного запаса, так как о наблюдаемом предмете ребенок говорит с воспитателем, с другими детьми, сам с собой или объектом наблюдения.

Природа - средство нравственного воспитания. Важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам.

Природа является средством эстетического воспитания. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Гармония и красота природной среды, заключающаяся в богатстве и многообразии форм, цвета, соотношений линий, симметрии и асимметрии, в совершенстве композиционных построений отражается в сознании с помощью эстетических категорий: прекрасного, изящного, изысканного, величественного, непревзойденного, возвышенного. Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д

Природа способствует трудовому воспитанию. Наблюдая труд людей, дети знакомятся с профессиями, орудиями труда, способами природопользования. У них формируется интерес к производственной деятельности людей, новое экономическое мышление. Труд в природе выступает как способ обретения опыта посильной практической деятельности в различных сферах труда и как способ творческого освоения мира.

Общение детей с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми в природу улучшают общее физическое состояние ребенка. Движения на свежем воздухе, игры в лесу и парке, труд на огороде и в цветнике развивают мышцы ребенка и укрепляют их нервную систему.

Окраска листьев и цветов, их аромат, свет и тени, шелест листьев и пение птиц не только приятно действуют на зрение, обоняние и слух, но и тонизируют нервную систему, что благотворно сказывается на жизнедеятельности всего организма. В процессе знакомства со своим организмом у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.

Важно, чтобы природный уголок был и дома, даже если семья живет в городской квартире. Это могут быть и комнатные цветы, и питомцы, и возможность коллекционировать шишки, красивые камни, перья птиц.

Чтобы развивать кругозор ребенка, в домашних условиях, можно использовать иллюстрационные энциклопедии, вместе с ребенком смотреть познавательные кинофильмы про животных и растения. Читать ребенку замечательные, добрые рассказы о природе, таких авторов, как В. Бианки, Л. Толстого, Б. Заходера, Н. Сладкова, М. Пришвина, К. Ушинского.

После чтения, провести беседы с ребенком о проблемах героев. Дать возможность ему почувствовать чужую боль, как свою, и тем самым научить его проявлять заботу к тем, кто в ней нуждается.

Идя по улице с ребенком, или просто гуляя с ним, нужно учить его «видеть» на улице деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев. Наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена.

Понаблюдайте за особенностями поведения воробьев, голубей, учите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, рассказывайте ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т. п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц.

Летом на прогулке дайте возможность понаблюдать за насекомыми - муравьями, жучками, бабочками и. т. д.

Осенью собирайте с ребенком разноцветные листья, рассмотрите резные листья клена, березы.

Зимой наблюдайте с ребенком за птицами, какие птицы прилетели, какие улетели, чем кормятся птицы зимой, делайте им кормушки.

Роль экологического воспитания в семье заключается в том, чтобы сформировать у ребенка особую форму сознания, заложить понимание, что человек не хозяин над природными богатствами, а один из элементов сложного природного сообщества.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье и ДОУ» Уважаемые родители! Просим Вас принять в анкетирование по вопросам экологического воспитания дошкольников. ФИО ___ Возрастная группа.

Экологическое воспитание дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание в семье
Опубликовано: 7 апреля 2025 в 16:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание в семье» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мотренко (УИ 3051929) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 апреля 2025 воскресенье
Православный праздник!
Катаемся на общественном транспорте!
День войск противовоздушной обороны (ПВО)
14 апреля 2025 понедельник
Марья – зажги снега
Народный славянский праздник.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД