Наталья Шкурман
Самообразование «Азбука дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема по самообразованию : «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
подготовительная группа
Цель: развитие навыков правильного поведения на улице и дороге, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Задачи:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- научить основным правилам дорожного движения : учить классифицировать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, информационно – указательные);
-уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;
Публикация «Самообразование „Азбука дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- знать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительные, военные;
- иметь представление о работе регулировщиков и его функциях;
2. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- формировать личностный и социально- значимый опыт безопасного поведения на улицах;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;
- развивать личностные свойства – самостоятельность. ответственность, активность.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа составлена с учётом инновационных педагогических технологий детей старшего дошкольного возраста, преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС ДО. Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений, создание условий для социальной практики ребёнка в его реальной жизни, накопление практического опыта. Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Чем раньше дети научатся культуры поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, для того чтобы дети усвоили правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ
Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение детей.
В ходе организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром; даётся представление о различных видах транспорта через рассматривание картин, просмотр диафильмов, наблюдение на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
В ходе образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений даётся понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.
В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.
В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, светофоры, бинокли, макеты домов, деревьев и др.)
В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала, сооружают различные конструкции (мост для пешеходов, мост для транспорта, учат планировать процесс возведение построек, объединённых общей темой (улица, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами, учат создавать различные модели (здания, самолёты, поезда).
В ходе организационной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движения и ориентировку в пространстве; учат ездить на велосипеде по прямой, по кругу, тормозить, свободно кататься на самокате.
В ходе организационной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, развлечениях по теме «Дорожная азбука».
Знание и умения
Которыми должен овладеть ребёнок
- дорожные знаки;
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП
- правила движения на велосипеде;
- правила движения на дороге;
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать своё поведение на дороге;
Объяснить товарищу правила поведения на дороге.
ПРАВИЛА СВЕТОФОРА: красный свет – дороги нет, желтый свет – предупреждение, зелёный свет- путь открыт.
Ребенок должен знать, что даже при зелёном сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности.
ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД – «ЗЕБРА» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть подземный или наземный переход, то следует воспользоваться им). Там, где нет указателя перехода «зебры» - необходимо убедиться в безопасном переходе (посмотреть налево, направо и убедившись в отсутствии опасности, переходить).
ПЕШЕХОДОМ разрешается ходить только по тротуарам, придерживаться правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.
Прежде чем идти с детьми на экскурсию, нужно за раннее выбрать наиболее безопасный маршрут.
На экскурсии при знакомстве с транспортом необходимо обращать внимание детей на следующие требования.
- ждать транспорт нужно на специальных площадках (остановках,
А там, где их нет на тротуаре;
- при выходе из транспорта следует искать пешеходный переход.
При наличии пешеходного перехода необходимо дойти до него и, убедившись в безопасности, переходить дорогу на зеленый свет.
Знакомя детей с транспортом нужно учить правильно вести себя в транспорте: входить спокойно, не шуметь, не бежать на свободные места, уступать место престарелым людям. Разговаривать спокойно, не мешать другим пассажирам; не отвлекать водителя, не высовываться из окна.
В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте нужно знакомить детей с дорожными знаками. Существует множество знаков дорожного движения. Но в детском саду знакомят с минимум жизненно необходимых дорожных знаков, способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного пассажира.
При организации игр по правилам дорожного движения можно использовать и некоторые знаки сервиса.
Дети должны знать, что знаки бывают:
Предупреждающие (они изображены в красном треугольнике);
Запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок);
Предписывающие (изображены в круге голубого цвета);
Особых предписаний (изображены в круге голубого цвета или в прямоугольнике);
Информационные (изображены в квадрате голубого цвета);
Знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета).
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
Предупреждающие знаки
- железнодорожный переезд
- скользка дорога
- пешеходный переход
- дети
- пересечение с пешеходной дорожкой
- дикие животные
Запрещающие знаки
- въезд запрещён
- велосипедное движение запрещено
- пешеходное движение запрещено
- звуковой сигнал запрещён
- стоянка запрещена
Предписывающие знаки
- обязательное направление движения
- круговое движение
- велосипедная дорожка
- пешеходная дорожка
Знаки особых предписаний
- место стоянки
- место остановки автобуса и троллейбуса
- место остановки трамвая
- пешеходный переход
- пункт медицинской помощи
Информационные знаки
- место стоянки
- подземный пешеходный переход
- надземный пешеходный переход
Знаки сервиса
- пункт медицинской помощи
- больница
- автозаправочная станция
- пункт технического обслуживания
- мойка
- телефон
- пункт питания
- питьевая вода
- место отдыха
- туалет
Знаки приоритета
- уступи дорогу
- проезд без остановки запрещён
- главная дорога
Опознавательные знаки транспортных средств
- перевозка детей
- учебное средство
- врач
Полученные знания дети используют в игре, как основном виде деятельности. Играя, они быстро усваивают правила дорожного движения и культуру поведения.
Чаще всего это игры в транспорт. Где одни ребята изображают водителей, а другие пешеходов. Водителей автобуса и пассажиров. Регулировщиков, и водителей, и пешеходов. Детям эти игры очень интересны, где они проявляют свои театральные таланты.
Дидактические игры
ИГРА ТЕРЕМОК
Цели: учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для пешехода, водителей автотранспорта и велосипедистов. Воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.
Литература6 Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр. 74.
Игра «Узнай знак»
Цель: закрепление знаний детей о дорожных знаках.
Детям показывают картинку, изображающую ситуацию на дороге. Они должны найти дорожный знак, который здесь необходимо поставить.
Игра «На островке»
Цель: закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды транспорта. Знакомить с наиболее типичными дорожно – транспортными ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.
Литература: Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения стр. 75.
Заучивание стихов, и отгадывание загадок неотъемлемая часть работы.
Что за чудо этот дом
Окна светятся кругом
Носит обувь из резины
И питается бензином
(автомобиль)
Вот стоит на улице
В чёрном сапоге
Чучело трёхглазое
На одной ноге
(светофор)
Этот конь ни ест овса,
Вместо ног два колеса
Сядь верхом и мчись на нём.
Только лучше правь рулём
(велосипед)
Полосатая лошадка
Через улицу ведёт
Здесь нам очень осторожно
Нужно сделать переход
Не спеши, а первым делом
Влево, вправо погляди:
Нет машин – шагаем смело!
Есть машины – стой и жди.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родители проводить деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми «Ребёнок и взрослый на улице», «Учить детей наблюдать».
Пример родителей – один из оновных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Родителям следует помнить о том, что ребёнок должен играть только во дворе; кататься на велосипеде, самокате, роликах в пределах двора, не выезжать на дорогу.
Взаимодействие
Детского сада и ГИБДД
Особую роль в профилактике детского дорожного – транспортного травматизма играет работа инспекторов ГИБДД и детских дошкольных учреждений.
Приход инспектора и его беседа с детьми делают работу по ознакомлению правилами дорожного движения более действенной.
Нашего инспектора зовут Екатерина Эдуардовна.
Просмотр мультфильмов по правилам дорожного движения, у ребят так же вызывает живой интерес. Они вместе с героями мультфильмов попадают в различные ситуации. И потом вместе обсуждаем, как нужно было себя вести в той или иной ситуации. Очень поучительный фильм «Азбука дорожного движения тётушки Совы»
Литература: Т. С. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»
О. Л. Князева «Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возроста».
Г. П. Шалаева «Дорожные знаки»
Е. С. Евдакимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитание дошкольника»
А. Б. Малюшкина-М ТЦ Сфера, 2009. «Занятие по правилам дорожногодвижения»
Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группа» Волгоград: ИТД «Корифей» 2007.