Анжела Давитая
Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы дошкольников посредством музыки. Самообразование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Колосок" с. Кутузовка Шербакульского района Омской области
Тема по самообразованию
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
Музыкальный руководитель Давитая А. М.
Публикация «Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы дошкольников посредством музыки, Самообразование» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель моей педагогической работы: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.
Задачи:
- формировать основы музыкальной культуры дошкольника через разные виды музыкальной деятельности;
- развивать музыкально-творческие способности дошкольника на основе
интеграции разных видов музыкальной деятельности;
- воспитывать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной
музыкальной деятельности.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности : восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.
С помощью интернет ресурсов по данной теме я изучала литературу, соответственно плану, а так же и другую. Полученные знания применяла на практике.
В течении года мной было установлено, что психолого-педагогические условия для эффективной работы с дошкольниками на занятиях музыкой следующие :
-учитывать психолого-педагогические особенности детского возраста, психологию пения;
- использовать специальные вокально-хоровые упражнения, методы и приемы по развитию певческих навыков.
В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы:
- теоретический анализ и систематизация литературы по проблеме исследования;
- изучение и обобщение практического опыта по развитию вокальных навыков;
- проведение экспериментальной работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие музыкальных способностей проходило в естественной форме. Как отчет о проделанной работе представлялись утренники, праздники и развлечения, в которых дети демонстрировали свои достижения!
Активное участие в музыкальном развитии принимают родители воспитанников. Семья – это маленький коллектив, который может помочь реб?нку войти в мир музыки, оказать определ?нное воспитательное воздействие. Время, провед?нное с детьми, совместные праздники, развлечения, игры способствуют созданию гармоничной личности маленького человека. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используя записи, которые я советую во время индивидуальных консультаций и бесед. Кроме того, я рекомендую родителям, какие концерты может посетить ребенок с родителями. В своих консультациях для родителей часто обращаю внимание на тот факт, что очень важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников : направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку (небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне); как можно чаще устраивать совместные дуэты, (с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням. При этом родители должны стараться оградить детский голос от излишних нагрузок. Успех в деле музыкального воспитания будет зависеть от педагогического такта самих родителей и от их знаний, которые они смогут приобрести в тесном контакте с воспитателем, музыкальным руководителем детского сада.
Постоянно повышаю информационную компетентность. При помощи реальных объектов и информационных технологий (CD, DVD запись, электронная почта, интернет, СМИ, Windows Movie Maker, VideoStudio) способна самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, выполнять операции с фильмами и музыкальными дорожками.
В дальнейшей работе по этой теме наметила следующие перспективы работы:
- составить перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»;
- продолжить знакомство с литературой, СМИ и интернет ресурсами по данной теме;
- проводить работу по педагогическому просвещению родителей через папки-передвижки, консультации, музыкальный киоск, родительские собрания, мастер-классы;
- проводить работу по педагогическому просвещению педагогов и специалистов через, консультации, совместные досуги и развлечения, подготовку к НОД, беседы, обсуждения, пополнение музыкальных уголков и т. д;
- продолжать искать пути развития профессиональной компетентности; - продолжить работу над разработкой и оформлением цикла интегрированных занятий; - постоянное пополнение развивающей среды.
В ходе поставленных задач и теоретического исследования проблемы развития музыкальных способностей дошкольников, можно сделать вывод, что музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность. В свою очередь, главным показателем музыкальности исследователи считают эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям относят те которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. Теоретическое обоснование и практическое исследование позволяет сделать вывод о том, что действительно наиболее эффективным средством развития творческих способностей детей данн
ого возраста является в основном музыкально-ритмическая деятельность. Для создания оптимальных условий, способствующих формированию музыкальных способностей необходимо учитывать возрастные особенности данного процесса. Учитывая психофизиологические особенности дошкольного возраста, является наиболее эффективной среди всех приемов и методов, используемых педагогами, творческую деятельность. Формирование и развитие музыкально-творческих способностей проходит ряд этапов, соответствующих уровням развития : репродуктивный, преобразующий и творческий.