Наргиза Терехина
Конспект занятия «Откуда берутся нитки и ткани?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать внимание, мышление, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве; дать представление о волокнах и пряжи, о том, откуда они берутся, видах ткани; развивать речь детей, обогащать их словарь; формулировать умение строить предложения.
Планируемые результаты: различает пряжу и ткань, знает, из чего делают пряжу; владеет диалогической речью и конструктивными способами общения со сверстниками и взрослыми; выполняет плетение, проявляет интерес к творческой деятельности.
Публикация «Конспект занятия „Откуда берутся нитки и ткани?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
Оборудование: мультимедийная презентация; образцы ниток, ткани, приспособление для переплетения ниток, нитки, коллекция волокон.
Ход деятельности
I. организационный момент.
- Дети, к нам пришла куколка, но она не хочет близко подходить, так как стесняется своего испачканного платья. Вы узнаете ее?
- Да, это Золушка!
- Послушайте, что она говорит:
Дразнят Золушкой меня,
От того, что у огня, силы не жалея,
В кухне я тружусь, тружусь,
С печкой я вожусь, вожусь и всегда в золе я.
Прячу я печаль свою, я не плачу, а пою,
Улыбаюсь даже.
Неужели никогда не уйти мне никуда от золы и сажи!
- Как поднять настроение Золушки? (Сделать так, чтобы она отправилась на бал или в гости.)
- Правильно! Давайте подарим Золушке красивое нарядное платье. А вы знаете, откуда берутся платья? (Их шьют из ткани)
- А как делают ткань? Не знаете? Давайте разузнаем об этом.
II. Познавательная деятельность.
1. Слушание и обсуждение художественного произведения.
Воспитатель читает рассказ К. Ушинского «Как в поле рубашка выросла».
- Что сначала сделали люди? (Посеяли зерна льна)
- Что выросло в поле? (Лен)
- Что сделали люди потом? (Они его скосили, вымочили, выбелили)
- Как у них получилась ткань? (Ее спряли на станке)
2. Просмотре мультимедийной презентации с комментариями воспитателя.
- Вы уже знаете, что ткань можно получить из льна. Лен жары не любит, он растет на севере. До чего красив цветущий лен – все поле в голубых цветках! Отцветет лен, созреют на нем семена – тут его срезают, раскладывают на земле и ждут, пока живущие в земле микробы съедят клей, которым волокна льна прочно склеены. Только после этого спрядут льняные нити.
А вот хлопок любит тепло и растет на юге. Как созреет, лопаются коробочки, и каждый – будто кусочек ваты! Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн. Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчесывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити.
Шерстяные нити прядут из овечьей шерсти. Никогда не спросит овечий парикмахер: «Какую желаете прическу?». Всех овец на один фасон стрижет – наголо! Подстриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают – до следующей стрижки. А шерсть отправляют на прядильную фабрику.
Что же делают с волокнами на прядильной фабрике? Возьмем кусочек ваты, намочим и попробуем скручивать пальцами, при этом немножко растягивая. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. В старину нити тоже скручивали пальцами и наматывали на веретено. А сейчас нити прядут огромные прядильные машины. Нитки затем отправляют на ткацкие фабрики. Там на ткацких станках из ниток ткут ткани.
3. Рассматривание образцов ткани.
- Ткани бывают разными : тонкими и толстыми, прозрачными и непрозрачными, с рисунком и без него.
Воспитатель показывает лоскутки и называет ткани : капрон, ситец, шелк, бархат, драп и т. п.
- Рассмотрите образцы тканей и расскажите, из какой ткани вы бы сшили платье, а из какой – брюки и т. д. какую ткань вы бы выбрали на бальное платье Золушке?
4. Игра «Быстрее утюжки».
- Перед тем как начать шить, надо погладить ткань. Чем гладят ткань? Вот ваша ткань. (Раздать мятые куски бумаги.)
Воспитатель – (дети закрывают глаза). А теперь я вас превращаю в утюжки.
- раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю превращать!
Превращаю в утюги.
Утюг, погладить помоги!
(Разглаживают бумагу руками)
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали вы детьми опять!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ОДЕЖДА ДЛЯ КУКЛЫ
Не плачь, куколка моя, Имитация укачивания.
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть, Движения кулачками друг о друга.
Нужно мне перестирать
Твои платья и носки, Загибают поочередно пальцы.
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток. Имитация наливания воды.
В таз насыплю порошок, Имитация взбивания пены ладошкой.
Пену снежную взобью
Постираю и пойду, Круговые движения ладонями.
Движения кулачками, ходьба на месте.
Пока светит солнышко, Показ солнышка.
Натяну веревочку. Ладони в стороны.
К ней одежду прикреплю, Движения пальцами.
Ветерком все просушу. Махи ладонями.
Утюгом туда-сюда, Гладят правой рукой.
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем, Хлопки вверх – вниз.
А теперь и отдохнем. Ладони под голову, имитация сна.
III. Творческая практическая деятельность.
1. Изготовление ткани.
Воспитатель приглашает детей к столу. Раздает приспособления (станки, нитки. Дети переплетают нитки в шахматном порядке.
2. Рисование эскиза платья.
- О том, как делается ткань, вы узнали и даже соткали лоскуток. Теперь пришла пора сшить золушке красивое платье.
ЗАДАНИЕ: нарисовать платье (карандашом.)
IV. Рефлексия.
1. Выставка рисунков детей.
2. Подведение итогов.
Вот это платья праздничные,
Воздушные и сказочные!
Модели шикарны и просты,
Непревзойденной красоты!
- Давайте подарим все эти платья Золушке.