Ирина Кустова
Конспект открытого занятия «Отчего, почему, зачем» по теме «Осень» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Отчего, почему, зачем».
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция с образовательными областями:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Расширить представления детей о признаках осенней природы.
Задачи: Развивать связную монологическую речь детей, интонационную выразительность речи;
Продолжать работу над дикцией;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Стимулировать и развивать познавательные способности детей, их умение определять по существенным признакам время года «Осень»;
Воспитывать любовь к природе, её обитателям;
Вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми;
Приобщать детей к музыкальной культуре и воспитывать художественно-эстетический вкус.
Предварительная работа:
Беседа об окружающем мире (тема «Осень»);
Отгадывание загадок об осени;
Заучивание стихов современных поэтов Т. Шорыгиной, Г. Ладон
щикова, В. Приходько, Е. Трутневой.
Речь с движениями.
Словарная работа:
Дивная, унылая, разноцветная; листопад, листопаднички; колючий, шершавый, хлорофилл.
Материал и оборудование:
Проектор с экраном, картинки, изображающую осеннюю природу, диких животных (заяц, ёж, медведь, барсук, птиц.
Презентация, классическая музыка, набор слайдов.
Содержание организованной образовательной деятельности
Дети заходят в муз. зал под музыку «Осеннее настроение» и становятся в круг.
Приветствие:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе Утро!
Слайд 1 (на экране презентация на стихотворение «Когда ты идёшь по тропинке лесной»)
Ведущий: Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в осенний лес. Хотите?
«Когда ты идёшь по тропинке лесной
Вопросы тебя обгоняют гурьбой…
Ребё нок: Одно «Почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Ребё нок: «Другое» - пчелой забралось на цветок,
А «Третье» - лягушкою скок в ручеёк.
Ребё нок: «Что» - мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» - ищет в кустах притаившийся шорох.
Ребё нок: Сидит «Отчего» на зелёном листке,
«Куда» - полетело верхом на жуке.
Ребё нок: «Зачем» - вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так целый день.
Речь с движениями
Посмотрели вправо, влево,
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят…
Ведущий: Пойдём-ка, дружок, по тропинке лесной
Ответы искать под зелёным шатром.
(Взялись за руки, идут к стульям, тихо сели)
Слайд 2 (листопад, лёгкое шуршание)
Ребё нок: «Как хорошо, когда листвой
Шумят дубы и клёны,
Качает тополь головой
Кудрявой и зелёной.
И поневоле мысль придёт
Не странная немало:
А хорошо, чтоб круглый год
Листва не опадала».
Ведущий: Почему же деревья сбрасывают листья?
Дети: - Потому что наступила осень.
- Стало холоднее, дует сильный ветер.
- Мало солнечного света.
- Дни короче.
Ведущий: А знаете отчего желтеют листья?
… В листьях содержится хлорофилл, который окрашивает их в зелёный цвет. Но осенью он разрушается, когда мало тепла и света. И поэтому листья меняют цвет – желтеют, краснеют, коричневеют.
Слайд 3 (Зайчиха с зайчатами)
Ведущий: Кто же сидит под кустом?
Дети: Зайчиха со своими зайчатами.
Ведущий: Да, и какие они ещё маленькие. А как их называют?
Дети: Листопаднички.
Ведущий: А почему именно листопаднички?
Дети: Потому что они родились во время листопада.
Ведущий: Правильно, молодцы!
Слайд 4 (осенняя природа)
Пойдём дальше тихо-тихо.
Почему нельзя шуметь в лесу?
Дети: Потому что пугаются лесные жители: птицы, звери.
Ведущий: Что-то я слышу (прислушались).
(Шорох в кустах, из-под ёлки вылезает ёж, сел на задние лапки).
Ребё нок: «Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий, обижать его не смей.
Он в лесу живёт, но вхож и в сады – забавный ёж.
Ребё нок: (рассказывает о еже)
Я – ёжик, лесной житель. Иголки я использую для защиты.
Днём я сплю под кустом или в норке, а ночью ловлю улиток, слизней, насекомых. Очень люблю ягоды, грибы, зелень. Надо хорошо подготовиться к зиме. Свернусь клубочком, зароюсь в сухих листьях и просплю всю зиму.
Ведущий: А что же происходит осенью с другими животными?
Слайд
Дети: - Медведи залегают в берлогу.
- Барсуки – в глубокую нору
- У Зайца любой куст - дом.
(идут дальше, держась за руки, к полянке; сели)
Слайд 5 (летят журавли)
Дети читают стихотворение «Улетают, улетели…»
Ведущий: А почему птицы покидают родные края?
Дети: Потому что холодно, скоро зима и нет корма.
Ведущий: А почему нет корма?
Дети: Потому что насекомые попрятались в землю, под кору деревьев, в оконные рамы.
Игра «Закончи предложение»
- Я начну- ты продолжишь…
- Я люблю осень, потому что…
- Осень – скучное время года, так как…
- Я сегодня не пойду гулять, потому что…
- Осень – красивое время года, так как…
- А можно детям загорать?
- Ну, а что же надо делать?
Дети: Куртки, шапки надевать!
Речь с движениями
Мы немножко отдохнули.
Встанем, глубоко вдохнём.
Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Ведущий: Наша экскурсия подошла к концу. Возвращаемся в детский сад.
- Вам понравилась экскурсия?
- Что больше всего понравилось?
Дети поют песню «Осень, осень снова к нам пришла…»