шадрина сардана ивановна
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная и важная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям.
Адаптация - это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Как пройдет адаптационный период каждого ребенка зависит от нескольких факторов:
-Возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 2-3 лет)
Публикация «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детском саду» размещена в разделах
-Состояния здоровья и уровня развития ребенка;
-Биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения- режим дня, питание, игры; заболевания в течения первых трех месяцев жизни).;
-Психологического климата в семье (установлено, что дети, в семьях которых царит спокойная обстановка проходят адаптацию легче).
Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Еще нелегко приходится и персоналу группы: дети плачут, цепляются, просятся на ручки.
Период привыкания детей к детскому саду – неизменно сложная проблема.
Работая в этом году в 1 младшей группе, сразу обозначили себе проблему и поставили вопрос: Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Для решения вопросов поставили себе задачи, которые должны были решить в адаптационный период.
Оказалось, что пришлось работать не только с малышами, но и с их родителями, которые тоже были не готовы к тому, чтобы их ребенок посещал детский сад. На практике вышло, что взрослые гораздо хуже адаптируются в новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач состояла в оказании помощи именно взрослым.
Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражать свои чувства, очень болезненно расстаются с малышами, недоверчиво относятся к педагогам.
Поэтому проводили с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашали родителей на совместные досуги, учили их играть с ребенком, знакомили с играми детей младшего возраста; познакомили с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом дня, питанием. Оказывая помощь родителям в период адаптации ребенка, мы помогали себе и детям. Сблизившись с родителями, мы очень многое узнали о наших малышах:
-Преобладающее настроение ребенка дома (бодрое, подавленное, неустойчивое).
-Характер засыпания (быстрый, медленный).
-Длительность сна и его характер.
-Аппетит ребенка.
-Нежелательные привычки.
-Навыки самообслуживания.
-Особенности поведения.
-Любимая игрушка, сказка.
Таким образом, в период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. Собрание на тему «Адаптация детей к условиям детского сада» провели в нетрадиционной форме. Нами был представлен видеоматериал, в котором продемонстрированы режимные моменты в течение всего дня. В конце собрания провели с родителями адаптационные игры и анкетирование, в заключении для родителей раздали памятки и рекомендации.
Безусловно очень важная роль в процессе адаптации детей принадлежит воспитателю. Во время адаптационного периода мы использовали гибкость в режимных процессах: принимали детей сначала на 2 часа, затем удлиняли время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкал. Новых детей принимали на адаптацию постепенно, в неделю не более двух или трех малышей. К детям проявляли индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим. И очень много играли с детьми. Старались быть хорошими актерами : умели вовремя рассказать сказку, спеть песенку, выучили много произведений устного народного творчества: потешек, частушек, колыбельных песен,чтобы при случае отвлечь ребенка ; использовали игры –забавы в качестве сюрпризного момента. Детские работы выставляли для обозрения родителям, чтобы они могли видеть их первые успехи.
В процессе адаптации ребенка к ДОУ использовали так же элементы телесной терапии (брали ребенка на руки, обнимали, поглаживали). Периодически включали негромкую, спокойную музыку. Лучшее лекарство от стресса - это смех. Поэтому создавали такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Использовали игрушки – забавы, мультфильмы, приглашали в гости необычных персонажей - смешариков, фиксиков, клоунов, телепузиков.
Показателями окончания адаптационного периода являются : спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени; дома спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если по утрам спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.
В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - это важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.