Ольга Баженова
Конспект занятия по лексической теме «Осень» в старшей группе «Путешествие в желтую страну. Звук и буква Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия, выделение согласного звука л (начале, середине, конце, развитие мелкой моторики, формирование лексико – грамматических категорий (согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (холодная, желтая, дождливая осень, развитие навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, учить составлять рассказ с опорой на план – схему.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин об осени.
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Осень“ в старшей группе „Путешествие в желтую страну, Звук и буква Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
2. Знакомство с приметами осени.
3. Беседы о сезонной одежде, диких животных, перелетных птицах.
4. Заучивание стихов об осени.
5. Знакомство с сюжетно – ролевыми играми «Магазин Торговый центр», «Путешествие по осеннему лесу».
Индивидуальная работа:
Помочь Данияру К, Модине Ш выражать свою точку зрения на тему
«Осень», правильно употреблять в речи существительные и прилагательные.
Пособия и материалы:
1. Лодка
2. Раздаточный материал (условные обозначения слов, слогов, гласного звука, согласных звуков
3. Музыкальное сопровождение.
4. Алфавит
5. Репродукция осени.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Показ репродукции. Какое время года? Назовите три осенних месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). Как можно сказать об осени какая она (холодная, сырая дождливая, желтая). Ветерок осенний дует, вертит, в форточку влетел конвертик. Ну–ка, Поля, посмотри, что за вести там внутри? О, да здесь письмо! Что в нем написано? «Дорогие дети, приглашаю вас в Желтую сказочную страну, где живет звук л. Правительница – Желтая Фея».
2. Сообщение темы. Сегодня мы с вами отправимся в Желтую страну и продолжим знакомиться с звуком – Л.
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Помогайте звук Л согласный звонкий непарный, твердый парный.
4. Произношение звука Л в слогах, словах. Чтобы перед нами появился волшебный транспорт, поиграем в игру «Эхо», я буду показывать артикуляцию звуков, не произнося их, вы повторять звуки громко. Я произношу слоги вы повторяйте ла -ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу.
Я говорю, вы повторяете последний слог в слове.
Чиним мы столы – лы-лы-лы
Прилетела к нам пчела - ла -ла-ла
Загудели корабли – ли-ли-ли
Не дразни пчелу лу-лу-лу.
Вставь пропущенное слово.
Руки мыть пошла, Людмила ей понадобилось (мыло).
Подготовлен самолет, он отправится в (полет).
Михаил играл в футбол и забил в ворота (гол).
Головой качает (слон,
Он слонихе шлет (поклон).
Подготовлен самолет, он отправится в полет.
А теперь повторим заклинание: «Пла-пло-плу-плы». Дополните слог ло тремя звуками – д, к, а. Появляется лодка. Закройте глаза, произносите «ла-ло-лу-лы». Взяли в руки два весла. Гребите! Дети имитируют взмахи веслами.
6. Падежное управление. Развитие фонематического восприятия.
Нас встречает желтая фея. Вот моя дочка отгадайте ее имя в имени два звука (Лола).
Дочка Лола заболела.
Не пила она, не ела.
Целый день она молчала.
Книжек новых не читала.
Кажется она забыла, как звук л – произносила.
7. Произношение звука л в связной речи.
Мы знаем слово – это определенное сочетание определенных звуков, которые имеют смысл ( или иначе : оно что –то обозначает). Слоги – части слова. Игра «Слог, или слово».
Назвать слово, определить звук в слове, разделить слово на слоги.
Стоит с Лолой поиграть и слова на звук л назвать.
Физминутка. Лола приглашает всех на танец.
А теперь нужно составить предложения. Про девочку Лену и куклу. А кто составит рассказ.
8. Усвоение приставочных глаголов.
Лола приглашает нас в бассейн. Что будем делать (плавать). Один ребенок выполняет действие, остальные – подражают. Володя к воде подошел. В воду зашел и поплыл. Он долго плавал. До другого берега доплыл, обратно поплыл. Что делал Володя?
Помогите подобрать одежду для моей дочки. Скажите ласково об одежде. Я хочу купить себе юбку, а своей дочке – (юбочку, платье – (платьице, футболку – (футболочку, блузка – (блузочка, шляпа – (шляпка, шуба – (шубка).
Образуйте притяжательные и относительные прилагательные.
В нашем магазине большой выбор шуб из разных мехов.
Подскажите как называется шуба из кролика? (Кроличья). Шуба из норки? (Норковая). Шуба из лисы (Лисья, Как называется плащ из кожи (Кожаный). Перчатки (Кожаные). Как называется платье из ситца (Ситцевое). Брюки из джинсовой ткани. (Джинсовые)
9. Развитие функции языкового анализа и синтеза.
А сейчас зайдем в школу. А тут квадратики, но почему то все разные, красный квадратик обозначает, дети гласный звук, синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный зеленая. Лола с вами играет, «Покажи правильно звук». «Л», «Ль», «А», «У», «М». А теперь разберем слово по звукам. Луна, лук.
Молодцы! Пора возвращаться домой. Поплыли.
Логопед: Дети, а что вам запомнилось в нашем путешествии?
Что расскажите сегодня мамам и папам? А самое интересное ждет вас впереди, мы еще встретимся на этой недели.
Ауторелаксация. Ложитесь. Все закройте глаза. Представьте, теплую, мягкую траву. Найдите свое сердечко, послушайте, как, оно стучит: тук – тук – тук. Представьте, что вместо сердца у нас кусочек ласкового солнца. Яркий и теплый свет переполняет ваше тело, разливается по рукам и ногам. Давайте немного этого тепла, света и улыбок подарим всем присутствующим здесь, чтобы в душе всегда было, светло, радостно, красиво. Раз, два, три – спокойно открываем глаза, медленно поднимаемся и встаем. Улыбнитесь всем, протяните руки, опустите руки. Сегодня в нашем путешествии, хорошо занимались Поля, Лера, Дима, помогали Лоле вспомнить, звук Л.