Марина Филобокая
Организация пространственной среды ребенка с РАС в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Для организации жизненного пространства ребенка с РАС необходимо выполнение ряда условий. Такой ребенок очень ранимый, что делает его беззащитным перед окружающим миром. Поэтому, пространство, в котором он живет, имеет для его развития особую терапевтическую значимость. По степени удаленности от места, где дошкольник находится большую часть жизни, пространство можно подразделить : детская комната, квартира и ближайшая к дому территория.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Оформление детских садов
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
По виду деятельности ребенка, пространство можно условно разграничить на бытовое – приобретение культурно-гигиенических навыков (туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т. д., игровое — где ребенок может играть в разнообразные игры, учебное — место, где ребенок занимается, и ближайшее социальное окружение - подъезд, в котором происходит общение с соседями, детская площадка - где ребенок может пообщаться с другими детьми. Итак, детская комната для ребенка с РАС должна быть в помещении, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, в случае необходимости, мог бы укрыться от внешних раздражителей. Для этого от родителей требуется выполнения ряда необходимых условий :
- первым условием является безопасность. Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т. д. Поскольку у ребенка с РАС часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов. В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Эта рекомендация касается и квартиры в целом: все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Поскольку аутичного ребенка очень трудно, а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия, а увещевания и запреты оказываются безрезультатными, возникает ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с каким-либо опасным предметом, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать данный предмет у него, так как он сопротивляется. Действуя силой, мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо постараться заранее застраховаться от подобных ситуаций.
- второе условие - обеспечение комфорта и уюта. Родители должны оформить комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.
- третье условие - наличие необходимого оборудования. Поскольку детская комната - это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения. Так, в комнате обязательно должен быть стол для занятий. А также разнообразные игрушки: деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы, матрешки, пирамидки, вкладыши, звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов, игры для развития мелкой моторики (мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками и др., развивающие настольнопечатные игры (разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др., игрушки для сюжетно-ролевых игр (куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка и т. д.).
Детские книжки для ребенка подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребенку, полезны для реального освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов, вызывать положительные эмоции (книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить, во всяком случае — на начальном этапе). Если ребенку особенно правится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью. Кроме этого, у ребенка должны быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т. д.
Особо отметим необходимость для физического развития ребенка спортивного оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Кроме того, купите ребенку разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед. Принцип действия многих спортивных снарядов очевиден, и после небольшого обучения ребенок вполне может действовать самостоятельно. Это очень важно, так как аутичный ребенок, особенно на начальном этапе коррекционной работы, неспособен произвольно управлять своими движениями или по подражанию повторить действия взрослого. Это же правило касается и большинства дидактических игрушек, с которыми ребенок может самостоятельно играть, постепенно усваивая понятия величины, формы и т. д. Ребенок вставляет фигуры в рамки, нанизывает кольца пирамидки на стержень, так как этот способ действия заложен в устройстве игрушки, адекватно действовать с ней по-другому не получится (если ребенок начинает бросать и т. п., такие действия нельзя считать адекватными, они ничему не учат, ничего не развивают). Обеспечение ребенка такими предметами, игрушками, снарядами поможет освоить многие навыки действий с предметами, физически развиваться даже в условиях, когда контакт со взрослым не налажен и специальное обучение не проводится.
Еще одним условием является поддержание порядка. В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Например, возле дивана стоит коробка с пластмассовыми кубиками, матрешки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски, у стены стоит кукольный домик, в котором живет любимый плюшевый мишка. Вещи в шкафу лучше раскладывать на те же места — так легче приучать ребенка к самостоятельности. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он — необходимое условие жизни. Время от времени вводите новые приятные ребенку детали — развесьте на стене его рисунки, повесьте новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь. Пространство квартиры в большой степени связано с освоением ребенком бытовых навыков. Здесь на первом плане стоит задача «обжить» пространство квартиры, осознать многие социальные смыслы, связанные с обыденным течением жизни людей. В норме такие смыслы усваиваются ребенком спонтанно, без специального обучения. Аутичному же ребенку необходимо помочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей и т. д.
Для этого следует, во-первых, постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего: «Мы сейчас с прогулки вернулись — руки-то какие грязные! Пойдем мыть! Где мы руки моем! Правильно, в ванной комнате. А что нужно взять? Вот оно, мыло — как приятно пахнет. Ну все? Пошли! Ах, какой ты молодец — вспомнил, что руки надо полотенцем вытереть, а я-то забыла. Вот полотенце висит на крючочке. А теперь идем обедать».
Во-вторых, необходимо вовлекать ребенка в работу по дому. Пусть ребенок участвует в приготовлении обеда — бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по полкам; предложить ему расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер в гостиной и т. д. Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности. Никто лучше близких не знает, что ребенок в состоянии выполнить и что ему нравится. Не забывайте, что здесь главное не качество выполнения работы, а участие в выполнении домашних обязанностей. Используйте для этого все возможности, постепенно расширяя виды домашней работы. Часто дети сами хотят поучаствовать в происходящем — позвольте ребенку засыпать порошок в стиральную машину, капнуть на губку средство для мытья посуды, порезать хлеб к обеду. И эти несложные действия станут точкой отсчета на пути ребенка к самостоятельности.
Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, постарайтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог играть в любом месте квартиры. Свобода перемещения наполнит жизнь ребенка новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями.
Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в первую очередь в социальном аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке - контакты с детьми; в магазине - общение с продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, «ближайшее социальное окружение» - это территория, где ребенок знакомится с окружающим миром — миром людей и предметов, природой.
Список литературы:
Аутичный ребенок : проблемы в быту / Под ред. Морозова С. А. – М., 1998. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития. – М., 2000.
Котышева Е. Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. Спб. : Речь, М. : Сфера, 2010.
Ранний детский аутизм /Под ред. Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, К. С. Лебединской. М., 1981.
Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М. : Теревинф, 2004.